Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
В Госдуме заявили о росте числа желающих мирных переговоров по Украине
Мир
Politico перечислило проблемы для нового генсека НАТО
Экономика
Эксперт оценил заявление ЦБ о необходимости продлить жесткие монетарные условия
Авто
В США построили внедорожник с защитой от обстрела из АК-47
Мир
Президент Румынии Йоханнис снял свою кандидатуру на пост генсека НАТО
Мир
В Великобритании экоактивисты распылили оранжевую краску на частные самолеты
Политика
В Совфеде назвали главную цель стратегического партнерства с Вьетнамом
Общество
Белоусов напомнил об ответственности за срыв сроков строительства жилья для военных
Мир
Ушаков указал на отсутствие контактов с Западом по украинской инициативе Путина
Экономика
Мишустин сообщил о росте ВВП России на 5,1% за четыре месяца
Общество
В Ессентуках рассказали об ожиданиях от форума городов стран БРИКС+ в Казани
Мир
На Западе отметили укрепление связей России со странами Глобального Юга
Общество
Более 300 человек находятся в больницах с диагностированным ботулизмом
Общество
Роспотребнадзор изъял около 200 т ставшей причиной ботулизма продукции
Мир
СМИ сообщили об отмене ряда выплат украинским беженцам в Польше
Армия
ВС РФ нанесли удар высокоточным оружием по объектам энергетики Украины
Мир
Путин пригласил высших руководителей Вьетнама посетить Россию
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

30 января 1924 года в столице СССР состоялась премьера первого фильма киностудии «Мосфильм». Этот день с той поры и принято считать датой рождения знаменитой кинофабрики. Именно тогда Москва сделала первый шаг к тому, чтобы стать одним из центров мирового кино. О том, как это было, вспоминают «Известия».

Первый ход

Всё начиналось скромно и почти буднично. В конце 1923 года в наркомате просвещения приняли решение объединить две знаменитые кинофабрики с дореволюционной историей — Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева. Именами своих основателей они к тому времени назывались лишь условно: после революции 1917 года их национализировали. Судьбы первых «продюсеров» российского кино сложились по-разному: Ермольев оказался в эмиграции, стал заметной фигурой в немецком и французском кинематографе, а потом и в Голливуде, а Ханжонков, немного постранствовав по Европе, остался на родине и в то время работал консультантом Госкино, принимая участие в обустройстве студии.

Ателье Ханжонкова на Житной улице в Москве. 1920 год

Ателье Ханжонкова на Житной улице в Москве. 1920 год

Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Новая студия получила название Первая фабрика Госкино. Студия с павильоном и лабораторией располагалась в тесноватом и прокуренном деревянном доме на Житной.

30 января 1924 года вышла на экраны первая полнометражная картина нового объединения с символическим названием — «На крыльях ввысь». Ее снял режиссер и одновременно директор студии Борис Михин. Ее герой — сын авиаконструктора — стал пилотом и громил белых во время гражданской войны. К сожалению, этот фильм не сохранился. Но киностудия действительно поднималась ввысь. Помогала русская театральная школа с ее актерским богатством. К тому же новое искусство притягивало талантливых людей. Они верили, что кинематография способна изменить мир к лучшему, воспитывать и просвещать без скучной рутины. По большому счету, они не ошибались. Студии уже в первые годы удалось добиться многого.

Малое ателье (павильон) киноконцерна «Мосфильм» в здании на Житной улице в Москве. 1920–1930-е гг.

Малое ателье (павильон) киноконцерна «Мосфильм» в здании на Житной улице в Москве. 1920–1930-е годы

Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Событиями в искусстве и в жизни страны стали комедия Льва Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», эпические ленты Сергея Эйзенштейна «Стачка», «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь». Зрители ждали новых захватывающих картин, а с особенной любовью принимали комедии и эпические киноленты. В то время на советском экране шло немало американских и европейских кинокартин. Но ничто не может заменить своего искусства, и наши первые кинозвезды — Игорь Ильинский, Анатолий Кторов — уже были известны на всю страну.

Кадр из советского художественного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» 

Кадр из советского художественного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»

Фото: ТАСС

В избушке на Житной, в тесноте и с кустарными осветительными приборами в студии, рождались настоящие шедевры. Первые режиссеры, операторы, осветители, актеры советского кино с ностальгией вспоминали об этой скромной «фабрике грез». Но киноиндустрия развивалась, и требовались перемены. Тем более что некоторые советские киношники уже побывали в США и увидели, с каким размахом организовано производство кинофильмов на голливудских холмах.

Киногородок имени товарища Красина

В 1927 году начали строить киногородок на Воробьевых горах, на месте тихой деревушки Потылихи — в живописном уголке, который сегодня известен каждому кинематографисту и любителю искусства. В то время этот район был московским предместьем, а объект получил название «киногородок имени товарища Красина», недавно скончавшегося советского политика и дипломата. В конкурсе на лучшее здание кинофабрики приняли участие самые маститые архитекторы страны. Проект Василия Войнова и Евгения Брокмана, выдержанный в популярном в те годы стиле конструктивизма, с раздвижными стенами и прочими чудесами занял на конкурсе третье место, но в реальность решили воплотить именно его.

Район Потылихи на рубеже 1920-1930-х гг.

Район Потылихи на рубеже 1920–1930-х годов

Фото: киноконцерн «Мосфильм»

В газетах стройку с гордостью называли «советским Голливудом». Константин Шведчиков — председатель правления Совкино — в первый день строительства лично орудовал лопатой. Проект не раз менялся, но все-таки в 1931 году киношники отметили новоселье — открылся главный корпус киностудии с четырьмя большими павильонами, многочисленными цехами и актерскими комнатами.

В то время студией руководил Соломон Орелович — бывший чекист, серьезный и энергичный управленец, всерьез увлекавшийся фотографией и киносъемками. Ему удалось обеспечить новую, грандиозную по тем временам кинофабрику всем необходимым. С тех пор кино сроднилось с этим московским районом — студия расширялась, отстраивалась, но с тех пор не меняла «прописку».

Здание главного корпуса киноконцерна «Мосфильм». 1929 год

Здание главного корпуса киноконцерна «Мосфильм». 1929 год

Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Названия киностудии менялись. «Совкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм», «Москинокомбинат»... Наконец, в 1936 году появилось окончательное наименование — «Мосфильм». Фильм Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» вышел уже под этой маркой. Тогда миллионы мальчишек захватила романтика дальних путешествий, приключений, а музыка Исаака Дунаевского придавала фильму особенное обаяние.

«Просто хочется рвать и метать»

В 1931 году вышла на экраны первая советская звуковая кинокартина — «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. Фильм про трудную судьбу перевоспитавшихся уголовников стал фантастически популярным. На него ходили по 10–12 раз, а потом пересказывали друг другу историю про то, как «Мустафа дорогу строил, а Жиган его убил». Эта трагическая сага вошла в фольклор — наравне с ленфильмовским «Чапаевым».

А через три года на студии вышла первая блистательная музыкальная кинокомедия Григория Александрова — «Веселые ребята». На этот фильм тоже ходили по десять раз, а песни в исполнении Леонида Утесова и Любови Орловой полюбили «от Москвы до самых до окраин». Кстати, эта песня — из следующего фильма Александрова, «Цирк». В мировом прокате «Веселые ребята» шли под названием «Москва смеется» — весьма символичным. Кино действительно стало фабрикой грез — фильмы наполняли советскую жизнь оптимизмом — даже в самые скудные годы. И не зря в одном из знаковых мосфильмовских фильмов той поры звучал «Марш энтузиастов».

Один из самых энергичных руководителей советского кино Борис Шумяцкий долго носился с идеей грандиозной киноимперии, «советского Голливуда», который должен был совместить Москву и Крым с его климатическими и пейзажными возможностями. Предполагалось создать студии, оснащенные по последнему слову техники, и довести кинопроизводство до нескольких сотен картин в год. Скорее всего, в итоге проект оказался бы прибыльным: кино в СССР любили всегда, а в 1930-е — особенно. Именно тогда актеры — такие как Борис Бабочкин, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Борис Чирков, Николай Крючков — становились настоящими народными героями. Это был первый расцвет советского кино, и вполне логично, что руководители столь успешной индустрии надеялись на государственную поддержку.

Но в Европе уже проявилась бацилла коричневой чумы. Страна бросила все силы на военное производство — о планах по преобразованию кинопроцесса пришлось забыть. Но «Мосфильм» не заглох, там по-прежнему каждый год выходили замечательные фильмы.

Актер Николай Черкасов в роли князя Александра Невского в кадре из советского художественного фильма «Александр Невский», снятого режиссером Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм»

Актер Николай Черкасов в роли князя Александра Невского в кадре из советского художественного фильма «Александр Невский», снятого режиссером Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм»

Фото: ТАСС

В конце 1930-х студия славилась и всенародно любимыми музыкальными комедиями, которые создавали режиссеры Григорий Александров и Иван Пырьев, и историческими полотнами, в которых переосмыслялись героические эпизоды прошлого России. Это и «Минин и Пожарский» Всеволода Пудовкина, и «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, и «Петр I», созданный режиссером Владимиром Петровым по сценарию Алексея Толстого. Все эти фильмы публика, без преувеличений, знала наизусть, а десятки крылатых выражений из них закрепились в нашей обиходной речи. И все знали, что фраза «Советский продавец советскому покупателю должен говорить только правду!» — это из «Девушки с характером», а «Просто хочется рвать и метать» — из «Волги-Волги».

Кино сплачивало огромную страну. Через несколько лет, на фронте, бойцы в минуты отдыха пересказывали друг другу эпизоды из любимых фильмов — с необыкновенным азартом, в лицах. А песни, впервые прозвучавшие в кинофильмах, становились самыми любимыми. От «Нас на свете два громилы...» до «Широка страна моя родная...».

Фронтовое кино

Музыкальную комедию «Свинарка и пастух» режиссер Иван Пырьев завершал в первые недели войны. Последние сцены фильма снимались под бомбежками. Спешно переписали финальную песню. Поэт и сценарист Владимир Гусев добавил туда фронтовые мотивы:

И в какой стороне мы не будем,
И в каком мы не будем краю —
Мы друг друга нигде не забудем,
Ни в пути, ни в труде, ни в бою!

На съемках фильма «Свинарка и пастух» киностудии «Мосфильм». Режиссер Иван Пырьев (в центре) и артисты Марина Ладынина и Николай Крючков. 1941 год

На съемках фильма «Свинарка и пастух» киностудии «Мосфильм». Режиссер Иван Пырьев (в центре) и артисты Марина Ладынина и Николай Крючков. 1941 год

Фото: РИА Новости

Фильм вышел на экраны 7 ноября 1941 года, когда гитлеровцы рвались в Москве. Оказалось, что в самые черные дни войны людям требовалась именно комедия — яркая, залихватская, которая напоминала о мирной жизни, которую теперь приходилось защищать.

Режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Иван Грозный». 1944 год

Режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Иван Грозный». 1944 год

Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Когда в дни Великой Отечественной войны в Москве формировалось народное ополчение, из мосфильмовцев сформировали целую роту добровольцев. Больше тысячи работников студии сражались на фронте, полторы сотни не вернулись с войны. В самые суровые дни войны главную киностудию страны эвакуировали в Алма-Ату. Там выпускались картины, которые были необходимы и фронту, и тылу, — такие как «Антоша Рыбкин», «Секретарь райкома», «Дни и ночи», «Кутузов», «Иван Грозный». А в фильме «В шесть часов вечера после войны», который снимали в 1944 году, режиссеру Ивану Пырьеву удалось предсказать, что Победа придет к Красной армии в мае. В финале его картины цветет сирень и над Москвой, над кремлевскими стенами и башнями, вспыхивают салюты. Еще предстояло полгода трудных боев, но эту сцену бойцы смотрели со слезами счастья на глазах. Они крепче прежнего верили в Победу, и фильм не обманул их.

«Мосфильм» на все времена

В 1947 году у «Мосфильма» появилась знаменитая эмблема, которая и сегодня известна всему миру — скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни. Впервые она появилась в заставочных титрах к кинокомедии Григория Александрова «Весна».

Высших наград мирового кинематографа были удостоены такие мосфильмовские шедевры, как «Летят журавли», «Иваново детство», «Война и мир». Самым кассовым фильмом за историю «Мосфильма» стала лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», который за несколько месяцев проката в 1980 году в СССР посмотрели около 95 млн человек. Среди наград «Москвы...» — и приз американской киноакадемии «Оскар», и Государственная премия СССР. Призами и дипломами, которые получили кинематографисты «Мосфильма», можно выложить футбольное поле вместе с трибунами. Но дело не в регалиях. Сегодня на «Мосфильме» строятся новые современные павильоны, залы, цеха, которые позволяют снимать на Воробьевых горах фильмы любого жанра, любого масштаба.

Яркие кинообразы по-прежнему объединяют нас. Во многом именно с ними связаны наши представления о добре и зле, о горе и счастье. Пускай продолжается вечная перекличка цитатами из любимых фильмов, которые так много для нас значат, но мы ждем и новых кинолент, достойных марки «Мосфильма». Кинолент, которые определят дух своего времени, станут событиями на все времена. И такие фильмы обязательно будут.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Прямой эфир