Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан допустил потерю Рютте своего поста после угроз России
Мир
Песков назвал решительной позицию США по урегулированию на Украине
Общество
Кадыров пообещал сделать всё для предотвращения атак дронов ВСУ
Спорт
Мать российского лыжника Коростелева оценила его дебют на Кубке мира
Общество
МВД предупредило о схеме мошенничества под видом проверки качества воды
Мир
Вице-премьер Италии Сальвини выступил против войны с Россией
Мир
Зеленский заявил об отсутствии желания держаться за кресло президента Украины
Мир
В Берлине началась встреча Зеленского с представителями США
Политика
Кадыров заявил о готовности идти на выборы главы Чечни в 2026 году
Происшествия
Человек погиб при обстреле ВСУ в Запорожской области
Общество
В ГД предложили разрешить слежку за экс-заключенными с помощью камер
Общество
В Москве впервые с 1991 года отменили зажжение восьмисвечника в Хануку
Мир
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в Брауновском университете
Общество
Уголовное дело возбудили после хлопка бытового газа в жилом доме в Саратове
Происшествия
Пятилетняя девочка пострадала при атаке украинского БПЛА в Белгородской области
Общество
Умерла бывшая замдиректора Русского музея Евгения Петрова
Спорт
Сборная «Россия 25» выиграла Кубок Первого канала

Цензурные перспективы

Медиаэксперт Лидия Малыгина — о том, почему россияне начали говорить о пользе контроля над СМИ
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Согласно последнему опросу ВЦИОМ, более 60% граждан России считают, что в российских СМИ в той или иной степени необходима цензура государства. И только 30% опрошенных высказались против. Традиционно слово «цензура» имеет негативные коннотации. Но в 2024 году уместнее говорить о национальной медиабезопасности и о подготовке специалистов высокого уровня в этой области.

Почему вопросы медиабезопасности стали актуальными именно сейчас? Общество говорит о необходимости введения разумной цензуры в период бурного развития новых технологий в условиях информационной войны против России.

К чему привели глобализация и стремительное развитие искусственного интеллекта (дипфкйки в медиасреде, автоматическая генерация уникальных осмысленных текстов и так далее)? Они не только открыли новые перспективы демократизации современного мира, но и привели к возникновению узлов общественных противоречий, болевых точек демократической системы. Именно они способствовали активизации агрессивного, экстремистского начала в движениях социального протеста, утверждению в нем приверженности тактике насильственных, радикальных действий.

Например, вспомним публичный характер современного терроризма. Главная его особенность — использование медиавоздействия как важного элемента манипуляции сознанием и поведением людей в новой технологической среде. Действия террористов рассчитаны не только на нанесение материального ущерба и создание угрозы жизни и здоровью отдельных граждан, но главным образом на медиашок, воздействие которого на большие массы людей создаст благоприятную обстановку для достижения террористами своих целей.

Массмедиа сейчас — это инструмент политического влияния в современном обществе. Перед ними стоит стоит сложная задача: найти баланс между свободой слова и безопасностью человека и общества, правом общества и его граждан на информацию и гражданской ответственностью специалистов в области медиакоммуникации, блогеров, журналистов.

Мы наблюдаем опасное разногласие в вопросах, касающихся общей безопасности, отчужденность и даже враждебность многих СМИ по отношению к государству, правоохранительным и силовым органам в условиях опасности международного терроризма. Отсутствие консолидации власти, медиа и гражданского общества в чрезвычайных обстоятельствах стало одной из центральных проблем медиабезопасности в России.

Под медиабезопасностью мы понимаем не безопасность электронных сетей, связи банков данных, а безопасность общества от психологических угроз, от воспевания и героизации насилия и террора в массмедиа.

На протяжении всей истории существования террористических движений их идеологи стремились использовать все существующие каналы массмедиа для распространения своих взглядов и информации о своей деятельности. Более того, экстремисты преследовали цель не только добиться распространения информации о своих деяниях, но и пытались получить у медиа признания легитимности или моральности своих действий для того, чтобы завербовать сторонников и новых участников.

Терроризм в новой технологической среде стремится получить симбиотическую связь с медиа. Задача медиабезопасности не в том, чтобы преградить информацию о терроре, закрыть доступ в медиа, не ввести цензуру или ограничить свободу слова, а в том, чтобы разорвать именно эту порочную симбиотическую связь, без которой террористы не смогут вызывать страх у широкой аудитории.

В задачи медиабезопасности входит противодействие деструктивным медиапотокам. Важно научить и старшеклассников, и студентов выявлять и нейтрализовать деструктивные медиапотоки в новой технологической среде, в частности, в социальных сетях. Как примеры здесь можно привести медиафейки о COVID-19, «группы смерти», пропагандировавшие в соцсетях суицид среди подростков, паблики о криминальной культуре или созданные с целью вербовки террористов среди школьников и студентов.

Что представляет собой деструктивный медиапоток? Это совокупность вербальных и невербальных сообщений, направленных на осуществление манипулятивного воздействия на потребителя медиаконтента, разрушение его идентичности, побуждение к противоправным действиям или саморазрушительному поведению. Подобные медиасообщения носят регулярный характер, они направлены на изменение картины мира социума в целом или отдельных социальных групп, на формирование, разрушение, замещение, трансформацию их ценностей. Это очень опасно для молодежной аудитории средств массовой информации.

Список деструктивных медиапотоков постоянно меняется в связи с новыми вызовами, встающими перед российским государством и обществом. В качестве наиболее актуальных угроз национальной безопасности России могут быть выделены следующие: формирование негативных образов государства в целом и отдельных госорганизаций, разжигание социальной, межнациональной и религиозной вражды, а также фальсификация исторической памяти, разрушение исторической национальной идентичности. Кроме того, риски могут нести пропаганда криминальной культуры и формирование антисоциальных моделей поведения, в том числе культа насилия и жестокости, разрушение традиционных семейных ценностей, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. Также можно назвать и разрушение социально ответственных моделей поведения в здравоохранении, формирование деструктивного поведения в сфере потребления товаров и услуг.

Речь идет о коммуникативных угрозах национальной безопасности. И результаты опроса ВЦИОМ показывают, что наши граждане хотят чувствовать себя в медиапространстве безопасно.

Автор — доктор филологических наук, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности ИПНБ Президентской академии (РАНХИГС), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир