Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Турция начала спецоперацию на севере Ирака. Анкара приняла решение о ее проведении после гибели 12 турецких военнослужащих в результате атаки со стороны боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), считающейся в республике террористической и запрещенной. В Минобороны страны уже заявили «о нейтрализации 26 террористов РПК». Подробности — в материале «Известий».

Борьба до последнего боевика

По меньшей мере 26 боевиков Рабочей партии Курдистана уничтожены на севере Ирака и Сирии в ходе операций турецкой армии. Об этом 24 декабря сообщил министр обороны Турции Яшар Гюлер в оперативном штабе Минобороны.

Впоследствии он уточнил, что с начала выходных в районе, где Турция проводит трансграничные операции, в общей сложности было ликвидировано 56 террористов. С начала года число убитых боевиков достигло 2156.

f16
Фото: Getty Images/Anadolu/Contributor

Гюлер отметил, что в результате операций, которые были проведены в ответ на нападения на турецких военных на севере Ирака, были нанесены массированные удары «по местам скопления боевиков и их инфраструктуре». Были поражены «убежища, укрытия, нефтяные объекты и хранилища». Мишенью стала нефтяная инфраструктура группировки.

«РПК понесла значительные потери и фактически лишилась возможностей для маневра. Наши операции будут продолжаться до тех пор, пока не будет уничтожен последний террорист в этом регионе», — заявил министр.

Турция считает РПК основной угрозой своей национальной безопасности. Армия страны держит в регионе крупную группировку войск и периодически проводит операции против курдских боевиков на севере Ирака и Сирии. При этом, несмотря на то что республика давно ведет кампанию против Рабочей партии Курдистана в этом районе, потери среди военного контингента случаются довольно редко.

Удары на севере Ирака были нанесены в ответ на нападения боевиков на турецких военнослужащих в районе Зап. В результате 12 человек погибли, еще двое солдат получили ранения. Считается, что бойцы курдской группировки воспользовались зимними погодными условиями и нанесли удар по постам ВС Турецкой Республики.

Утром 24 декабря министр обороны Яшар Гюлер посетил позиции Вооруженных сил Турции у границы с Ираком. Он всю ночь руководил операциями по уничтожению объектов РПК как на территории Ирака, так и на территории Сирии. В Минобороны отметили, что турецкая армия в общей сложности ликвидировала 29 целей РПК.

турецкая армия
Фото: Getty Images/Anadolu/Contributor

Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара будет продолжать борьбу с РПК до тех пор, «пока не будет уничтожен последний террорист».

«Мы категорически не отступим от нашей борьбы с отрядами наемных убийц, которые работают по субподряду империалистов. Подлые сепаратисты будут привлечены к ответственности», — отреагировал турецкий лидер.

Обратный эффект

Усиление массированных атак в Ираке может негативно сказаться на двусторонних отношениях между странами, которые в последнее время стали налаживаться. По итогам недавнего визита в Анкару глава иракского МИДа Фуад Хусейн заявил, что «отношения между государствами переходят на новый уровень сотрудничества в сфере безопасности и разведки».

Сообщалось, что вместе с министром иностранных дел Хаканом Фиданом Хусейн также обсудил вопросы водоснабжения и возобновления экспорта иракской нефти через Турцию. Отдельно стороны обсудили борьбу с РПК.

Директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в разговоре с «Известиями» отметил, что в последнее время наблюдается активизация борьбы Турции против РПК.

— Также более интенсивными стали вылазки курдских боевиков против турецких вооруженных сил. Обращает на себя внимание, что они участились после заявлений турецких властей о проводимых учениях РПК с военными инструкторами и военнослужащими США, — пояснил политолог.

флаг
Фото: Getty Images/picture alliance/Contributor

По его мнению, можно связать рост активности РПК, считающихся косвенными союзниками США, с ужесточением риторики турецких властей в отношении Израиля в связи с обстановкой в секторе Газа.

— На этом фоне возросло значение поставок F16. А США фактически делают всё возможное, для того чтобы не допустить укрепления военно-воздушного потенциала Турции, — полагает эксперт.

Тройной удар

Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Алина Сбитнева в беседе с «Известиями» отметила, что «Турция никогда ничего не делает просто так».

В данном случае были затронуты три ее важнейших идейно-ценностных концепта, которые она и ринулась отстаивать. Это неоосманизм, милитаризм и претензия на лидерство в борьбе с террористической угрозой, возведенная в ранг идеологемы, — пояснила тюрколог.

Она добавила, что север Ирака, где Турция осуществляет свои трансграничные кампании, включая нефтеносный Мосул, когда-то были частью Османской империи, а следовательно, сегодня, по мнению Анкары, они остаются сферой ее влияния, где нет никаких террористических элементов, а деятельность РПК и всех ее ответвлений недопустима.

— Курдский вопрос — наболевшая для республики тема, больше всего на свете Анкара боится создания курдских анклавов или, более того, — единого Курдистана на своих границах. Такого рода антикурдские операции для страны не новые, — отметила политолог.

курды
Фото: соцсети

Эксперт напомнила, что прецедент вторжения турецкого контингента состоялся еще в 2007 году, когда Турция объявила кампанию по зачистке границ, потом аналогичные вылазки совершались в 2015, 2017 годах под знаменами борьбы с терроризмом.

— Другое дело — это убийство на земле турецких военнослужащих, пусть даже учитывая тот факт, что формально их там быть не должно. С усилением неоосманизма и осознанием Турцией себя этаким борцом со злом укрепился концепт милитаризма, где-то мягкого, где-то жесткого, — подчеркнула специалист.

Сбитнева также рассказала, что Турция начала активно развивать собственные вооружения, трансграничные операции стали неотъемлемой частью политики в области обеспечения безопасности, а служба в армии как раз превратилось в престижное дело.

— Поэтому потеря бойцов, особенно из числа вооруженных сил, на земле, которую Турецкая Республика в глубине души по-прежнему считает своей, да еще и в ходе выполнения священного долга по зачистке границы от террористов ударило по трем жизненно важным в идейном плане точкам и, соответственно, стало квинтэссенцией турецкого негодования по этому поводу, — считает аналитик.

По мнению политолога, Анкара не могла оставить всё это без ответа, «она бы и так дала о себе знать в регионе, а тут появился лишний повод начать еще более массированные атаки».

Читайте также
Прямой эфир