Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Мир
В посольстве РФ сообщили о 70 раундах санкций Канады против России
Мир
Зеленский потребовал мир отреагировать на пуск российской ракеты «Орешник»
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Мир
Советник Нетаньяху заявил о возможной роли РФ в перемирии с «Хезболлой»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новую методику оценки способностей и компетентности госслужащих подготовили эксперты РАНХиГС. Именно ее будут использовать при формировании федерального кадрового резерва, а также в «школе губернаторов» и «школе мэров», рассказали «Известиям» разработчики. Обязательными для управленцев окажутся способности к взаимодействию с окружающими и саморазвитию. А вот лидерские навыки, умение управления рабочими процессами и компетентность будут оцениваться в зависимости от уровня руководящего звена. Это должно помочь госструктурам быть более гибкими и легче адаптироваться к вызовам времени.

Зачем нужна новая модель оценки компетенций

В России переходят на новую модель оценки профессиональной пригодности госслужащих и тех, кто только стремится занять государственную должность. Соответствующую методику создали эксперты РАНХиГС. Она построена на базе уже работающей с 2013 года модели, но значительно переработана и расширена. Это позволит публичной власти адекватнее реагировать на новые требования и внешние вызовы, указывают ее авторы.

В числе обязательных умений госслужащих теперь будут способность к быстрой адаптации, а также выбор и фокусировка на наиболее эффективных для той или иной ситуации действиях. На разных уровнях госвласти будут требоваться специфические умения и навыки.

— Применять модель планируется при формировании федерального кадрового резерва, оценка кандидатов в который поручена РАНХиГС, — рассказал «Известиям» соавтор модели декан факультета оценки и развития управленческих кадров Высшей школы госуправления РАНХиГС Илья Шебураков.

сотрудники
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

По его словам, методика будет использоваться и при подготовке в «школе губернаторов» — это программа развития кадрового управленческого резерва при РАНХиГС, которая запущена в 2017 году. Сейчас ее выпускники и слушатели возглавляют 46 российских регионов.

Кроме того, модель будет применяться и в «школе мэров» — программа стартует с 20 декабря 2023 года. Академия реализует ее совместно с администрацией президента и правительством. За первый учебный год обучение в ней пройдут 320 человек.

Какие способности должны иметь управленцы

Действующая сейчас модель оценивает каждого будущего управленца по трем компонентам: лидерским и менеджерским навыкам, а также экспертным знаниям.

В новой модели компетенции разделены на сквозные, то есть обязательные для всех уровней руководящих должностей, и дифференцирующие — разные для разных ступеней управления.

Базовые — это способность к взаимодействию и готовность к обучению и саморазвитию. А вот степени выраженности лидерских качеств, управленческих и экспертно-аналитических навыков могут значительно отличаться на разных уровнях при карьерном росте.

Авторы указывают, что модель — не зеркальное отражение конкретных требований к каждой вакансии на госслужбе, а лишь «упрощенная реальность».

«Но за счет четко описанных требований к сотруднику [она] позволит повысить качество отбора и профессионального развития в организации», — указывают они.

ноутбук
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Например, с не очень высоким уровнем управленческой компетенции получить первую руководящую должность можно, но затем необходимо развивать навыки управления процессами и людьми. А вот у человека с низкой коммуникативной компетенцией с продвижением по карьерной лестнице проблемы будут сразу: без умения общаться с людьми, готовности к обучению и саморазвитию не получится занять и первую руководящую должность.

Готовность к командной работе приобретает особую значимость при переходе с начального уровня управления на средний. А необходимость быть настойчивым и способным принимать непопулярные решения для первичного и среднего звена может быть ограничена, а вот для высшего уровня управления — уже крайне обязательна.

Так, руководители высшего звена должны обладать компетенцией «стратегическое лидерство», быть сильной личностью, нацеленными на достижение результатов, владеть навыками «убеждающей коммуникации» и уметь строить «стратегические отношения». Они должны уметь реализовывать выбранную стратегию, принимать сложные решения, работать и в управленческой команде, налаживать взаимодействие между другими подразделениями. При этом высшие управленцы должны развиваться сами и способствовать развитию других сотрудников, быть устойчивыми к негативным воздействиям и иметь масштабное, то есть государственное, мышление.

Руководители среднего звена должны быть стрессоустойчивыми, нацеленными на результат, уметь управлять рабочими процессами, принимать комплексные и стратегические решения, а кроме того, быть «вовлекающими лидерами».

рукопожатие
Фото: Getty Images/Mint Images

В первичном руководящем звене человек должен быть лидером в своем проекте, иметь гибкое и системное мышление, управлять исполнением поставленных задач, уметь работать в команде, разрабатывать и принимать эффективные решения.

Модель управленческой готовности, по которой сейчас оцениваются госслужащие, зарекомендовала себя положительно, но новая схема позволит производить отбор более качественно, полагает ректор Государственного университета управления Владимир Строев.

— Для сферы государственной гражданской службы, а также для руководящих позиций в подведомственных госорганам бюджетных организациях такая модель, на мой взгляд, является перспективной, — сказал он «Известиям». — Она, что особенно важно, даст возможность предлагать кандидатам должности, отвечающие их реальным амбициям. А это, в свою очередь, повышает мотивацию труда.

Директор Центра управления кадровым потенциалом Государственного университета управления Татьяна Куликова полагает, что обе модели могут быть доработаны. Сейчас, указывает она, они используют классические инструменты оценки.

— Однако более эффективной видится оценка, получаемая в ходе более продолжительных форматов взаимодействия с кандидатами, например в ходе стажировок, где им для решения предлагаются не моделируемые, а реальные проблемные кейсы, — сказала она.

Именно оценка, полученная во время такой практики, будет наиболее точной и позволит реализовать глобальные кадровые задачи, полагает она.

Читайте также
Прямой эфир