Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В академии СБУ заявили о планах отправить курсантов на фронт
Мир
Axios узнал об онлайн-конференции Трампа, Зеленского и лидеров ЕС 27 декабря
Общество
В Петербурге силовики пресекли деятельность проукраинской секты
Спорт
СКА выиграл у минского «Динамо» со счетом 4:1 в матче КХЛ
Общество
Отец Блиновской рассказал о состоянии дочери в колонии
Общество
Путин обсудил с Совбезом РФ дополнительные меры развития ИИ в интересах обороны
Авто
МВД разработало поправки в правила сдачи экзамена на права
Мир
Рябков заявил о сохранении риска ядерного конфликта
Здоровье
Нарколог Холдин развеял миф о средствах от похмелья
Мир
В США владелец компании выписал сотрудникам премию по 35 млн рублей
Общество
Росреестр заявил о намерении регулировать риелторскую деятельность в 2026 году
Мир
Миндич заявил об отсутствии контактов с Зеленским
Мир
Нетаньяху объявил о признании Республики Сомалиленд независимым государством
Мир
В Венгрии прокомментировали призыв Вебера направить немецких военных на Украину
Общество
Жителей Крыма предупредили о начале информационной атаки со стороны Украины
Мир
Рябков указал на желание России видеть Украину дружественной страной
Общество
Народную артистку РФ Веру Алентову похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Рисунок за €48 тыс., советские коврики за сотни тысяч рублей и огромный портрет Гомера Симпсона за полтора миллиона. Историческая типография Сытина, построенная в начале XX века на Пятницкой улице, превратилась в площадку для современного искусства. 30 галерей объединили усилия, чтобы представить новейшие произведения ныне живущих авторов. Причем в первую очередь молодых. Организаторы обещают, что ярмарка под названием |catalog| будет ежегодной и скоро шагнет в регионы. «Известия» приценились и оценили ассортимент.

Стенды — молодым

Массивное здание типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице было построено в 1903 году архитектором Адольфом Эрихсоном при участии инженера Владимира Шухова (создателя Шуховской башни). До сих пор фасад закрыт от посетителей, да и внутри, похоже, предстоит немало работ — как минимум по части отделки. Но это не помешало занять всю анфиладу первого этажа стендами галерей, на которых разместились самые разные произведения современного искусства — в диапазоне от небольших недорогих тиражных рисунков и заканчивая инсталляциями и картинами за миллионы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Новую ярмарку |catalog| можно назвать коллективным детищем арт-индустрии. Основатель ЦСИ «Винзавод» Софья Троценко и галеристы Дмитрий Ханкин, Александр Шаров и Алина Крюкова объединили усилия, нашли площадку и договорились о «правилах игры»: цена за стенд для участников Ассоциации галерей составляет 250 тыс. рублей (для остальных — 300 тыс.), все деньги от продаж участники оставляют себе.

— Комиссию мы не берем. Есть общие отчисления в Ассоциацию галерей как организатора и инициатора. Собственно, эта идея входит в концепцию ярмарки, — поделилась с «Известиями» Софья Троценко.

На «Винзаводе» проходил Зимний маркет современного искусства WIN-WIN. В каком-то смысле |catalog| — развитие этого проекта. Но не менее правомерна ассоциация с Cosmoscow и Blazar, поскольку по ассортименту и костяку галерей-участниц новая ярмарка как раз посередине между ними: представлена отнюдь не только молодежь, однако и совсем уж классиков — единицы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Александр Шаров настаивает: идея была вовсе не в конкуренции с существующими ярмарками, а в том, чтобы создать «горизонтальный» проект, где все решения принимает само профессиональное сообщество. И ключевое такое решение — необходимость присутствия на каждом стенде работ хотя бы одного молодого художника. Поскольку цена участия сравнительно невысока (у других ярмарок это может быть 800–900 тыс.), серьезного риска уйти в минус нет, зато можно привлечь внимание к авторам нового поколения, подчеркивает сооснователь |catalog|.

От Гомера Симпсона до Чебурашки

Для широкой публики это значит одно: примелькавшегося будет мало, зато экспериментов разной степени экстравагантности — предостаточно. И если что-то прямо приглянется — можно и потратиться. Даже имея в кармане несколько десятков тысяч рублей, уже есть из чего выбрать.

Вероятно, в надежде как раз на привлечение начинающих коллекционеров некоторые галереи сфокусировались на молодежи. Так, Vladey весь стенд отдала под объекты 29-летней Алисы Горшениной. Из них выделяются жутковатые мини-скульптуры, вмонтированные в квазидеревенские окна с наличниками и занавесочками в цветочек. А «Триумф» отдал основное пространство под лирическую серию Миши Никатина You and Me.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Но большинство участников представили целый спектр имен — от подающих надежды до звездных фигур. Из последних вне конкуренции, конечно, мэтр Эрик Булатов: небольшая графика Exit – Exit у pop/off/art стоит €48 тыс. Однако инсталляции или крупная живопись ряда художников обойдутся в суммы с шестью нулями (в рублях). Скажем, за футуристичный поп-арт Владимира Грига, созданный с использованием приклеенных к холсту кусочков мозаики и стекляруса, галерея Gridchinhall просит 3,1 млн рублей.

Ну и один из самых экстравагантных образов ярмарки — двухметровый портрет Гомера Симпсона, у которого из головы растут грибы, намекая на галлюциногенность всей композиции. 1,5 млн — и мультяшный герой из галереи «Восточный» ваш. Американским персонажам дают бой куда более доступные отечественные: на стенде Askeri Gallery фигурки Владимира Иванова, напоминающие Чебурашку и котенка по имени Гав, можно купить всего за 19–25 тыс. рублей.

Весело, весело встретим

В конечном счете |catalog| напоминает, что современное искусство — это просто весело. Судите сами: лапти с вмонтированными стальными шипами и утюг из настоящего кирпича (творчество Василия Слонова), инсталляция Алексея Луки из фрагментов старой мебели, деревянные елочки на игрушечных машинках у Паши Бумажного, наконец, круглый советский ковер, поверх ворса на котором Эльмира Сафина изобразила маслом девушку с веслом и принт сумки челноков (проект так и называется: «Челночницы»).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

На стенде галереи Artzip, представляющей объекты Сафиной, есть и другие намеки на прошлое, уже от более известных авторов. Например, Леонид Тишков изобразил акрилом на бронзовых «блинах» узоры с ковриков своей мамы (ценовой диапазон — от 50 тыс. до 480 тыс. рублей). А Ростислав Лебедев сделал провокационную аллюзию на «Американскую готику» Гранта Вуда — с нагой фигуристой дамой вместо главной героини и кровью на вилах угрюмого мужчины. В Artzip «Известиям» сообщили, что картину испугались брать на персональную выставку Лебедева в Московском музее современного искусства. Коллекционерам жертва цензуры обойдется в 700 тыс.

Для публики |catalog| открывается 15 декабря и будет работать три дня. Организаторы надеются, что это станет хорошей традицией: они намерены проводить ярмарку ежегодно, а кроме того, обещают распространить проект на регионы. Но пока желающим найти самый дерзкий (и не самый дешевый) новогодний подарок надо идти на Пятницкую улицу — и быть готовым гулять там в верхней одежде: в просторном кирпичном здании пока, похоже, нет стационарного отопления, а иные приспособления спасают лишь отчасти. Разве что от искусства иногда бросает в жар.

Читайте также
Прямой эфир