Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Взносы россиян в негосударственные пенсионные фонды выросли на 87%
Мир
Италия стала крупнейшим торговым партнером России в ЕС
Мир
В Грузии опровергли информацию об отставке главы правящей партии страны
Мир
Правительство Южной Кореи проголосовало за отмену военного положения
Мир
Премьер Польши предсказал переломные события на Украине в ближайшие полгода
Экономика
Долги за электроэнергию в РФ выросли на 7% с начала 2024 года
Мир
США планируют выделить Украине до $825 млн на устойчивость энергосистемы
Мир
Рютте указал на необходимость НАТО наращивать поставки военной помощи Украине
Общество
Фонд «Защитники Отечества» вручил премии семьям ветеранов СВО
Мир
Министра обороны Украины вызвали в раду из-за скандала с бракованными минами
Мир
В Израиле не обсуждают передачу Украине российского оружия
Мир
Российские военные за прошедшие сутки уничтожили до 100 террористов в Сирии
Мир
В ЕС в 2025 году понизят охранный статус волков
Мир
В Грузии полиция задержала мужчину по обвинению в подготовке взрыва в Тбилиси
Мир
Макрон исключил возможность ухода с поста президента Франции
Общество
В МЧС предупредили о снеге и гололеде в Москве 4 декабря
Общество
Суд оштрафовал Telegram на 4 млн рублей за отказ удалить запрещенный контент
Общество
Матвиенко призвала Минздрав разъяснить регионам переход на клинические рекомендации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Клиенты такси из разных городов России заявляют о значительном подорожании услуг, а агрегаторы признают: есть проблемы с нехваткой водителей и автомобилей экономкласса. Определенное влияние на ситуацию оказал и новый отраслевой закон, заработавший с 1 сентября. Эксперты констатируют, что к Новому году проблемы могут усугубиться на фоне растущего спроса, а эра дешевого такси в принципе закончилась. Подробнее — в материале «Известий».

Драматический рост

Компания «Яндекс» опубликовала отчет за III квартал, в котором сообщила о росте доли повышенных тарифов на такси на фоне нехватки водителей и машин экономкласса.

В отчете раскрыты данные по сервисам райдтеха — то есть учитываются не только такси, но и каршеринг и аренда самокатов. Валовая стоимость заказов у «Яндекса» в этой сфере в III квартале выросла до 299 млрд рублей — на 51%. Объясняется это общим ростом числа поездок и увеличением доли поездок по тарифам выше «Эконома» «на фоне притока новых автомобилей более высокого класса и дефицита автомобилей для экономсегмента такси на российском рынке, а также сохраняющейся нехватки водителей на внутреннем рынке».

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В пресс-службе «Яндекс.Такси» подтвердили «Известиям», что в сегменте такси растет спрос со стороны пользователей, но приток новых водителей сократился на 15%, также продолжается и нехватка недорогих машин.

Говоря о росте стоимости услуг такси, о чем неоднократно в последнее время заявлялось в СМИ, в компании пояснили, что цена поездки складывается из многих факторов: тарифа, объема спроса на поездки, количества свободных машин на линии. В периоды, когда спрос на такси высок, а свободных машин на линии мало, начинает действовать повышающий коэффициент, что должно привлечь на линию больше водителей и таким образом нормализовать цены, пояснили в «Яндекс.Такси».

— Поэтому на цену поездки по одному и тому же маршруту косвенно влияет и непогода: дорога в дождь или снег занимает больше времени, а желающих уехать на такси становится больше. При этом количество водителей на линии не меняется или даже может уменьшаться. Например, в гололед или снегопад некоторые водители также решают остаться дома, — пояснили в компании.

Но, помимо этих факторов, которые большинству пользователей так или иначе знакомы, в «Яндекс.Такси» называют и новые: во-первых, «драматический рост цен» на автомобили и их обслуживание; во-вторых — нехватка водителей; в-третьих — возросшие требования к таксистам, которые предъявляет новый закон о такси. По данным компании, часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям.

Общие проблемы

В других сервисах заказа такси подтвердили аналогичные проблемы с водителями и автомобилями. В сервисе «Максим» сообщили «Известиям», что на региональных рынках отток водителей достиг 30%. Основной причиной называют госрегулирование, так как новый закон отсекает подработчиков, предъявляя к самозанятым водителям всё те же критерии, что и к таксопаркам. В компании называют эти требования сверхзатратными и неисполнимыми для физлиц.

Автомобили же в большинстве своем были куплены еще до пандемии, рассказали в такси «Максим». При интенсивной эксплуатации их нужно менять каждые три года, но пока нечем: цены на авто выросли кратно, а рынок новых бюджетных машин в России «практически отсутствует». Китайские автомобили же при попадании на российский рынок дорожают в 2–3 раза, утверждают в сервисе.

В результате и цены для пользователей «Максим» увеличились, подтвердили в компании: за 2023 год средняя стоимость поездок в Москве увеличилась примерно на 40%, в регионах — на 25%.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко также сообщил «Известиям», что существует отток водителей и — что еще хуже — практически иссяк приток новых. Работать на своем автомобиле стало экономически нецелесообразно, говорит он.

Цены на такси растут в силу разных факторов: и вследствие принятия нового закона, и из-за повышения цен на автомобили, на топливо, расходники и ТО, говорит Коваленко. И «просвета» в этом смысле пока, по его мнению, не ожидается.

Председатель Московского профсоюза такси Николай Кодолов отмечает, что в каждом регионе разная ситуация, хотя многим приходится пополнять автопарк продлением срока работы старых машин.

— При этом базовые тарифы довольно низкие, средний чек растет в основном из-за пиковых нагрузок, — сказал он «Известиям». — Недавно общался с водителем в Зеленодольске (Татарстан). Он переехал туда из Москвы, профессиональный стаж — порядка 25 лет, работает в «Экономе». И с учетом низкого сезона его средний доход до вычета расходов составляет 5,5–6 тыс. рублей за смену в 10–11 часов. То есть и высокого спроса сейчас почти нет, обновлять машину будет не на что.

Кадров же не хватает в том числе из-за нехватки иностранной рабочей силы, говорит эксперт.

Руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова рассказала «Известиям», что по итогам прошлого года профессия водителя была на третьем месте в топе самых востребованных и в этом году свое место сохраняет. Даже более того: за 10 месяцев 2023 года число вакансий для водителей на сервисе по всей стране на 54% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

— Лидирует по спросу на водителей отрасль логистики и перевозок, в которую входят и таксопарки, — на нее в этом году приходится уже почти каждая четвертая (24%) вакансия (год назад — 22%), а общий спрос в отрасли опережает по темпам роста весь рынок (+62% вакансий водителей в логистике и перевозках против +54% по всему рынку труда), — рассказала она. — При этом на одну открытую вакансию приходится менее трех активных резюме по стране в целом.

Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская отмечает, что приток водителей в такси в последние месяцы значительно ослаб: не хватает в том числе мигрантов, а заменить их часто некем.

рубли
Фото: Global Look Press/Maksim Konstantinov

— Новый закон о такси также ограничил возможность перемещения водителей между соседними регионами. Например, самозанятые водители теперь могут вести деятельность только в регионе своей постоянной регистрации, — сказала она «Известиям». — Это мешает им искать дополнительный заработок в соседних городах, где может быть высокий спрос, в итоге становится сложнее поддерживать ровный и гибкий уровень занятости на местах.

Николай Кодолов замечает, что закон оказывает не слишком большое влияние на Москву, а вот в регионах подработчики начали покидать сферу либо снизили свою активность.

— Основные моменты — это необходимость получения разрешения, необходимость ОСАГО для такси и нанесение цветографической схемы согласно федеральным или региональным требованиям, — сказал он.

Будет ли дорожать такси дальше

В августе Росстат сообщил, что цены на такси в России достигли исторического рекорда — 32,5 рубля за километр. Однако долго рекорд не продержался. Сейчас цена еще выше — 36,22 рубля за километр по состоянию на сентябрь 2023 года (годом ранее — 29,55 рубля).

Николай Кодолов предполагает, что если будут дорожать кредиты и лизинг, то средний чек вырастет еще в 1,4–1,8 раза от текущего уровня, то есть до 2,5 тыс. рублей за часовую поездку в «Экономе» и «Комфорте» в Москве. По его мнению, отрасль находится в полушоковом состоянии, и такими темпами через год-два «такси станет услугой для избранных».

Он добавляет, что скоро начнется предновогодняя волна и на фоне вероятного дефицита машин на линии вероятен рост среднего чека еще на 20–30%.

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков отмечает, что, по данным, получаемым от пассажиров, рост цен на такси составляет 20–30%.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Эпоха дешевого такси, к сожалению, видимо, закончилась, — сказал он «Известиям». — Она была связана с приходом агрегаторов, с одной стороны, а с другой стороны — с мягким законодательством. Агрегаторы пришли, повысили эффективность работы таксистов, произошло падение цен. Но потом стали накапливаться проблемы, в том числе возникла высокая аварийность. Законодатель ужесточил регулирование. И, с одной стороны, это хорошо для безопасности пассажиров, с другой стороны — дешевого такси, видимо, больше не будет.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что с новым законом рост тарифов практически не связан, тем более что требования там по большому счету исполнимые, за исключением ряда регионов, где ввели дополнительные ограничения. В общем рост тарифов наблюдается из-за нехватки водителей, подорожания автомобилей и дополнительных требований к ним, которые ложатся на водителя. Например, пугают таксистов тарифы на ОСАГО.

— Я не думаю, что мы в ближайшее время увидим дополнительное подорожание, потому что ситуация достаточно стабильна: если не будет резких каких-то скачков на рынке труда, то она серьезно изменяться не будет. Все сложности уже в тарифе, — сказал Шапарин. — Но нам нужно из этого тарифа убирать дополнительные издержки, в том числе безумные цены на страховку, снижать стоимость автомобилей. Государство вполне может это сделать.

Он оценивает общий дефицит водителей примерно в 10%, но подчеркивает, что цифра не одинаковая для всей страны: где-то даже есть легкий избыток водителей, в других серьезный дефицит. И там его начинают закрывать «бомбилы», замечает эксперт, что становится большой проблемой, так как закон как раз и должен был с ними справиться.

Что делать государству

Член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александр Толмачев подчеркивает: сейчас отрасль находится в процессе перехода на новое регулирование.

— В этот период государству важно не создавать дополнительные барьеры для отрасли, а помогать со всеми спорными и острыми вопросами, выстраивать диалог с участниками рынка, — сказал он «Известиям». — Важно создать условия для быстрого входа в профессию, что нивелирует образовавшийся в отрасли такси дефицит исполнителей.

Он подчеркивает, что определенных успехов в поддержке рынка удалось достичь: например, уже принятый закон позволяет водителям такси заключать краткосрочные договоры страхования на месяц и даже на один день, что должно облегчить процесс оформления полиса для самозанятых.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Теперь дело за страховыми, они должны разработать и внедрить соответствующие продукты, которые будут отвечать запросу отрасли такси, — сказал Толмачев.

Антон Шапарин считает, что разрешение вопроса со страховкой — одна из основных задач. Вторая задача — либерализация ввоза автомобилей, в том числе снижение таможенных пошлин и сборов. Кроме того, уверен он, надо реформировать систему подготовки молодых водителей.

Наталия Лозинская также подчеркивает, что пока рынок находится в ожидании конкретных страховых продуктов под свои потребности. Как и Антон Шапарин, она выступает против идеи о локализации автомобилей такси, так как ограниченные объемы поставок отечественного автопрома могут негативно повлиять на темпы обновления автопарка отрасли.

В такси «Максим» призывают к дифференциации подхода к регулированию самозанятых водителей и таксопарков. А Кирилл Янков призывает подумать о «демонополизации рынка агрегатов».

Читайте также
Прямой эфир