Кушать продано: в регионах увеличится число московских сетевых ресторанов
В регионах России увеличится количество московских сетевых заведений. Бизнес возвращается к активному открытию своих точек после паузы в развитии в прошлом году, сообщили «Известиям» компании. Среди них Tigrus Group (рестораны «Остериа Марио», «Швили», Zest, «Бар BQ»), «Мясо и Рыба», «Якитория» и другие. Активная региональная экспансия связана с ростом спроса у россиян на качественную кухню. При этом большую часть новых заведений откроют в регионах по франшизе — интерес к такому бизнесу проявляют инвесторы.
Привлекать партнеров
Московские рестораны возобновляют региональную экспансию после паузы в развитии в прошлом году. Об этом «Известиям» сообщили в Tigrus Group (рестораны «Остериа Марио», «Швили», Zest, «Бар BQ»), «Мясо и Рыба», «Якитория», «Теремок». По данным компаний, масштабирование бизнеса в регионах станет ключевым драйвером на ближайшие три-четыре года. А продолжат развитие с городов-миллионников, где откроют по одному ресторану. Сейчас у некоторых сетей уже функционируют несколько точек в регионах, открытые там несколько лет назад.
Сейчас компании настроены на развитие сетей через франшизу, сообщили они «Известиям».
Региональная экспансия — приоритет в стратегии по развитию ресторанов Tigrus Group на ближайшие три-четыре года, сказал владелец компании Хенрик Винтер. В первую очередь, сеть откроет заведения в городах-миллионниках. В этом году всего появится 20 ресторанов, в планах на 2024-й — открытие 20—24 точек.
— Открывать заведения в регионах будем преимущественно по франшизе. Это привлекательный формат развития — мы разработали эффективную модель работы: возврат инвестиций составляет до 36 месяцев, что довольно быстро для ресторанного бизнеса. Спрос на франшизу в регионах высокий, при этом у нас нет закрытых точек по такой модели работы, — сказал Хенрик Винтер.
— Мы думаем открыть в региональных городах два-три тестовых ресторана в 2024 году. Если бизнес будет развиваться, то на следующем этапе уже в 2025-м мы откроем в городах еще 10 новых точек, — отметил основатель «Теремок» Михаил Гончаров.
— Компания планирует открыть во всех крупных городах России по одному ресторану. Сейчас есть запрос на франшизу «Мясо и рыба» в четырех городах, — рассказал основатель «Мясо и рыба» Сергей Миронов.
В настоящее время ведутся переговоры об открытии заведений с несколькими партнерами в регионах России и в странах СНГ, подтвердил директор по развитию компании-владельца бренда «Якитория» Александр Муратов.
— Рост популярности ресторанов в регионах подтолкнуло развитие внутреннего туризма на фоне ограничения зарубежных поездок, это привело к увеличению турпотока в регионы и росту трат на качественный отдых, — пояснил Александр Муратов.
Это подтверждает и Минпромторг. В России сейчас происходит бурное развитие внутреннего туризма, у наших сограждан все больше набирают популярность места досуга в различных регионах, в том числе рестораны и различные заведения индустрии гостеприимства, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Франшизы остаются интересными для инвесторов, которые не хотят набивать собственные шишки в ресторанном бизнесе и предпочитают присоединиться к проверенной концепции, считает гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица.
Открыть одно заведение под ключ может обойтись инвестору в 100 млн рублей, приводит данные Сергей Миронов. Александр Муратов дает более сдержанную оценку — на ресторан потребуется 15—50 млн, Михаил Гончаров говорит о 22—26 млн.
Справились с проблемами
В прошлом году компании поставили на паузу развитие в регионах из-за перебоев в поставке импортных продуктов, напитков, оборудования и др., пояснили представители отрасти. Сейчас эти вопросы компаниям удалось урегулировать. Проблем с поставками оборудования нет: импортные товары поставляют через параллельный импорт, также оснащение можно купить у турецких поставщиков и частично у российских компаний, сказал Сергей Миронов.
— У нас есть интерес в региональном развитии, но в последние пару лет произошла задержка по выходу в новые города России, — подтвердил Михаил Гончаров.
Рестораны планируют развиваться и открываться: экономическая ситуация в России позволяет, проблемы, которые появились из-за санкций, постепенно решаются, отметила Елена Перепелица. По ее словам, решения об открытии новых заведений сейчас принимаются более взвешенно.
— Конечно, уменьшилось разнообразие ресторанного оборудования, но катастрофическим положение не стало. Да, некоторые популярные европейские марки сейчас недоступны, но большая часть оборудования оказалась вполне заменена турецким, российским и китайским, — пояснила Елена Перепелица.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что рестораны находятся под сильным давлением.
— С одной стороны, спрос смещается в сторону заведений быстрого питания, которые выбирают гости, когда хотят перекусить, с другой, очень активно развивается сегмент готовой еды в ритейле, а цены в ресторанах растут быстрее, чем в сетях. Все это может оттолкнуть потенциальных гостей заведений, особенно в регионах, где доходы ниже, — заключил он.
На развитие нацелены и точки общепита. Как показало исследование СберМаркетинга, компании активно инвестируют и в рекламу. Общие расходы ресторанов общественного питания на это за год выросли на 25% — до 6,8 млрд рублей. Больше всех на рекламу потратила сеть «Вкусно — и точка»: расходы выросли на 131%. KFC увеличили траты на 3%, Burger King нарастил медиаинвестиции на 61%, а «Додо Пицца» — на 40%.