Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Эксперты заявили о годовом росте бронирований отелей в зимний сезон
Мир
Зеленский прокомментировал участие Запада в проведении мобилизации на Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» группировки войск «Запад» поразили САУ Krab ВСУ
Мир
Постпред РФ назвал антииранскую резолюцию недальновидной для МАГАТЭ
Мир
Reuters сообщило о закрытии и отмене всех рейсов в аэропорту Алеппо
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и гололедицу в Москве 30 ноября
Мир
Байден заявил о сотрудничестве Белого дома с ФБР по вопросам угроз против Трампа
Политика
Рябков заявил о рассмотрении в РФ вопроса о возобновлении ядерных испытаний
Мир
Зеленский заявил о готовности Киева сотрудничать с администрацией Трампа
Общество
Олимпийская чемпионка Алина Загитова за год нарушила ПДД 197 раз
Происшествия
В Петербурге задержали угрожавшего муляжом чеки от гранаты мужчину
Мир
В Польше возмутились напоминанием об освобождении Варшавы Красной армией
Мир
Зеленский заявил о готовности прекратить конфликт в обмен на членство в НАТО
Мир
Чиновник из Финляндии подал в отставку из-за слов об открытии границ с Россией
Мир
Франция назвала появление ядерного оружия у Ирана критической угрозой
Мир
ВКС России уничтожили за сутки в Алеппо и Идлибе не менее 200 боевиков
Мир
В Тбилиси силовики водометами начали разгонять протестующих
Общество
МВД Польши заявило о депортации гражданина Украины Гнома из TikTok

Камерный формат: кто снимал самые знаменитые советские фильмы

Великие кинооператоры Страны Советов
0
Фото: РИА Новости/Н. Никольский
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

26 сентября выдающийся российский и советский оператор Анатолий Мукасей получил премию за вклад в развитие кинематографа. Награждение состоялось в рамках XVII фестиваля «Киновече» в Твери. Мукасей известен благодаря таким фильмам, как «Большая перемена», «Чучело», «Виват, гардемарины!», и еще целому ряду картин. Традиционно те, кто стоит за камерой, не купаются в лучах славы, как актеры. Однако если фильмы порой снимаются без участия профессиональных актеров, то без операторов само искусство кинематографа невозможно. Ведь именно их глазами мы видим происходящее на экране и именно благодаря представителям этой профессии замыслы режиссеров и сценаристов получают зримое воплощение. Великих операторов советского прошлого вспоминали «Известия».

Сергей Урусевский (1908–1974)

Родился в Санкт-Петербурге. В 1929 году окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум, затем учился в столичном МПИ. С 1935-го работал на студии «Межрабпомфильм» (позже переименована в «Союздетфильм»). Как ассистент и второй оператор участвовал в съемках нескольких приключенческих лент.

В 1941–1942 годах Сергей Урусевский служил в составе киногруппы Северного фронта, также снимал материалы для различных киножурналов. В 1943-м вернулся на «Союздетфильм», восемь лет спустя перешел в «Мосфильм».

В качестве оператора участвовал в создании таких известных кинокартин, как «Сельская учительница», «Урок жизни», «Сорок первый» (по одноименному произведению Бориса Лавренева), «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Самой известной работой Сергея Урусевского стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли», созданная по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» в 1957 году. Фильм стал единственной советской полнометражной лентой, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. На съемках этой картины Урусевский впервые применил ряд технических новшеств, например круговые рельсы, которые позволили снять знаменитую сцену с кружащимися березами. Операторская работа в фильме также была отмечена в Каннах — она удостоилась приза высшей технической комиссии Франции.

Сергей Павлович Урусевский также работал с Калатозовым над лентой «Неотправленное письмо». Премьера картины состоялась в 1960 году. В фильмах «Бег иноходца» (экранизация повести Чингиза Айтматова, 1968) и «Пой песню, поэт…» (1973) Урусевский выступил не только оператором, но и режиссером. Также он занимался живописью. Часть его картин хранится в Музее кино.

Игорь Слабневич (1921–2007)

Родился в Саратове в семье артистов оперного театра, учился в школе в Москве, после был призван в РККА. Участвовал в Великой Отечественной войне, в том числе в Сталинградской битве. После демобилизации в 1946 году пошел работать механиком синхронной аппаратуры. В 1948-м поступил на операторский факультет ВГИКа, который с отличием окончил пять лет спустя.

Игорь Слабневич снял свой дипломный фильм совместно с режиссером Василием Ордынским. Впоследствии они неоднократно работали вместе, в том числе над картиной «Человек родился», которая стала одним из лидеров советского кинопроката 1956-го. В том же году на экраны вышел фильм «Сын», он стал началом многолетнего сотрудничества Слабневича с кинорежиссером Юрием Озеровым.

Впоследствии оператор работал над целым рядом масштабных картин Озерова о ВОВ. Самой известной стала эпопея «Освобождение», состоящая из пяти фильмов, снимавшихся с 1967 по 1971 год. Помимо СССР, в съемках участвовали Югославия, Италия, Польша и ГДР. В батальных сценах было задействовано 3 тыс. солдат и около 150 танков. «Освобождение» показывали на экранах в 125 странах мира, фильм посмотрело свыше 400 млн зрителей.

Еще одна известная работа Слабневича как оператора – лента «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, получившая премию «Оскар» как лучший фильм 1980 года на иностранном языке.

Вадим Юсов (1929–2013)

Родился в поселке Клавдино Ленинградской области (ныне входит в состав Вологодской области). В 1942-м вместе с матерью переехал в подмосковный город Пушкино. С 1948 по 1954 год проходил обучение на операторском факультете ВГИКа, после чего начал работу на студии «Мосфильм».

Лента «Каток и скрипка» 1960 года стала первой совместной работой Вадима Юсова со всемирно известным режиссером Андреем Тарковским. Впоследствии они сняли такие фильмы, как «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966) и «Солярис» (1972). Все они сегодня считаются классикой мирового кинематографа.

Вадим Юсов работал и с другими знаменитыми советскими режиссерами — c Георгием Данелией (картины «Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Паспорт») и Сергеем Бондарчуком («Они сражались за Родину», «Борис Годунов»).

В двухсерийном телефильме «Чисто английское убийство» Юсов также выступил автором сценария. Его операторская работа в «Черном монахе» — первой полнометражной картине Ивана Дыховичного — удостоилась приза Венецианского кинофестиваля (впоследствии они вместе работали над еще несколькими картинами). Кроме того, Вадим Иванович Юсов награжден Государственной премией СССР, званием народного артиста РСФСР и тремя статуэтками «Ника». Он продолжал снимать кино вплоть до 2010 года. Его последний фильм — «Большой вальс» — не был завершен.

Константин Апрятин (1937–2002)

Родился в Ленинграде. Из-за работы отца, трудившегося инженером-нефтяником, семья часто переезжала. Начало войны они встретили в Саратовской области. Во время Великой Отечественной Константин Апрятин находился в детдоме, после окончания ВОВ семья воссоединилась и с 1951 года поселилась в Уфе.

Будущий оператор окончил школу в 1955 году, далее работал техником-испытателем на радиозаводе. В 1958-м поступил в Уральский политехнический институт, где проучился три курса. Работал в Проектно-технологическом институте. В 1962–1967 годах Константин Апрятин прошел обучение на кинооператора во ВГИКе. В 1963-м он устроился фотокорреспондентом в «Литературную газету».

После вуза по распределению попал в Московский телевизионный центр. В 1969-м участвовал в съемках полнометражного фильма «Пиросмани». В 1970-м Константин Викторович Апрятин стал кинооператором-постановщиком в творческом объединении «Экран». Он приложил руку к созданию ряда известных художественных лент. Сотрудничал с режиссером Леонидом Бромбергом. Был оператором в трех его картинах: «Был настоящим трубачом» (1973), «Приключения электроника» (1979, за этот фильм Апрятин получил Государственную премию СССР) и «Чародеи» (1982). Последние две ленты по-прежнему пользуются популярностью в России.

Также он срежиссировал короткометражный фильм «Суббота и воскресенье» (1992).

Владимир Нахабцев (1938–2002)

Родился в подмосковном поселке Болшево (ныне входит в состав города Королев). В 1961 году окончил операторский факультет ВГИКа. После получения диплома дебютировал вторым оператором на съемках картины «Гусарская баллада» (1962) Эльдара Рязанова. В сотрудничестве с этим режиссером он снял в общей сложности восемь фильмов, которые имели огромный успех в отечественном кинопрокате. Среди них: «Берегись автомобиля» (1966), «Гараж» (1979) и др.

За ленту «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) Владимир Нахабцев получил Государственную премию СССР, а за «Служебный роман» (1977) — госпремию РСФСР имени Братьев Васильевых.

Кроме того, Владимир Нахабцев сотрудничал с Марком Захаровым — работал над его фильмами «Тот самый Мюнхгаузен» (1980), «Формула любви» (1984) и «Убить дракона» (1987). Нахабцев также был оператором у таких режиссеров, как Александр Митта, Алла Сурикова, Исаак Фридберг.

Оператор удостоился почетных званий заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР. Владимир Дмитриевич Нахабцев некоторое время преподавал во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Читайте также
Прямой эфир