Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Набиуллина опровергла проблемы с валютой на российском рынке
Мир
Президент Болгарии призвал решить кризис на Украине с помощью средств дипломатии
Экономика
Центробанк РФ сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Дачное и Зеленое Поле в ДНР
Политика
Путин поддержал намерение Развожаева переизбраться на пост главы Севастополя
Мир
В Кремле назвали провокацией заявления Зеленского об ударах по Чернобыльской АЭС
Мир
Захарова призвала Армению разъяснить жителям последствия возможного вступления в ЕС
Мир
Шольц заявил о намерении уйти из политики после отставки с поста канцлера
Армия
Силы ПВО уничтожили шесть украинских дронов над тремя регионами России
Экономика
Набиуллина заявила об усилении способствующих замедлению инфляции факторов
Происшествия
Атака ВСУ вывела из строя единственную линию энергоснабжения Запорожской АЭС
Политика
Захарова сообщила, что Россию не приглашали на Мюнхенскую конференцию
Авто
Штрафы ГАИ стали вторым по распространенности долгом россиян
Экономика
Путин поручил назначать пособие на ребенка при превышении прожиточного минимума
Общество
Метеорологи спрогнозировали необычайно теплую весну в России
Общество
ФСБ задержала жителя Крыма за сбор информации для спецслужб Украины
Общество
В «Роскосмосе» сообщили о кадровых перестановках

История на пуантах: чем удивили Клеопатра и ее возлюбленные

«Кремлевский балет» обратился в глубь веков
0
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Поединки и сражения. Пиры и заговоры. Убийства, заклинания, прорицания, шествия и, конечно, любовные дуэты. «Кремлевский балет» показал первую премьеру сезона — «Клеопатру» на музыку Владимира Качесова. Спектакль стал последней работой худрука труппы Андрея Петрова, ушедшего из жизни весной этого года. «Известия» посмотрели новый балет и вспомнили другие исторические экскурсы народного артиста России.

Дорого, но без излишеств

В вечер премьеры в Кремлевский дворец текла зрительская река. Балетоманы шли за большим зрелищем — и не разочаровались. Новый спектакль выдался под стать грандиозному антуража Кремля. Ярким, но не кричащим, роскошным, но не вульгарным, дорогостоящим, но без излишеств.

В центре либретто Андрея Петрова — Клеопатра, последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев, чьей историей вдохновилось немало деятелей искусства — от Уильяма Шекспира и Бернарда Шоу до Михаила Фокина и Элизабет Тейлор. В 11 картин спектакля хореограф включил все основные мифы о Клеопатре — роман с Гаем Юлием Цезарем и рождение наследника, царствование в Египте и триумфальный въезд в Рим, встречу с Марком Антонием и трагическую смерть.

Обставлены эти события со всей пышностью балета-феерии: присутствуют бои наземные и морские, пиры, заговоры, убийства, заклинания, прорицания, шествия и, конечно, любовные дуэты. При этом акцент, что удивительно для балета, акцент сделан не на них, Триумфальный въезд героини в столицу Римской империи (золотой плащ, золотая колесница) или диалоги с ожившими богами в надежде предвидеть будущее Египта врезаются в память отчетливее, нежели лирические объяснения, и это не просчет опытнейшего постановщика, а осознанный выбор.

Клеопатра у Петрова не женщина-вамп, какой она представлена в голливудских байопиках, но государственный деятель, политик, при котором Египет на протяжении 20 лет оставался независимым государством. А романы с Цезарем и Марком Антонием, подчеркивал постановщик, помогали ей укреплять позиции своей страны.

Прима-балерина труппы Олеся Росланова в заглавной роли величаво носит плащи и скипетры, гордо возглавляет шествия, повелительными жестами вершит судьбы, но для государственного поприща ей ощутимо не хватает чисто физического масштаба. Будь исполнительница выше и крупнее, образ правительницы получился бы убедительнее.

В таких балетах стать и курпулентность порой имеют определяющее значение. В частности, очень хорош в этом плане Гай Юлий Цезарь (Михаил Евгенов), заставивший вспомнить о незабвенном Крассе Мариса Лиепы.

Сценограф Георгий Белов воссоздал интерьеры дворцов Александрии и Рима. Блеск золота и драгоценных каменьев, струящиеся драпировки и занавеси, загадочные лики сфинксов и уходящие ввысь фигурные конструкции — есть на чем остановить глаз. Чтобы зритель не плутал в географии, сценограф дает подсказку: на заднике в зависимости от места действия появляется либо знак S. P. Q. R. — «Сенат и народ Рима», украшавший римские штандарты, либо плеть с изогнутым жезлом — символы египетской знати.

Соответствуют декорационному изобилию и костюмы художника Ольги Полянской, одевшей многочисленных персонажей в исторически точные, но удобные для танца костюмы. Моя любовь — изумрудное, с ручной росписью платье юной Клеопатры и отливающее золотым сиянием одеяние богини Исиды.

Графика, энергия, размах

Трудно сказать, вдохновлялись ли авторы визуального ряда находками Льва Бакста, сценографа «Клеопатры» 1909 года, поставленной в «Русских балета» Дягилева, но хореографию этого единственного до сегодняшнего дня балета об египетской царице всесторонне образованный Андрей Борисович, думаю, имел в виду: достаточно посмотреть на сохранившиеся фотографии. Позы с египетских барельефов (голова, руки, стопы в профиль, плечи в фас), опробованные в свое время Михаилом Фокиным, стали лейттемой александрийского раздела балета, оттенив своей изысканной графикой энергию и размах римских сцен. В отличие от предшественника, постановщик не снял с танцовщиц пуанты, сохранив все достижения классического танца, которые труппа достойно демонстрирует. При этом виртуозность не становится самоцелью, хотя, например, Марк Антоний (Даниил Росланов) танцует вполне конкурсную вариацию.

Музыку к спектаклю написал штатный автор «Кремлевского балета» Владимир Качесов, а сыграл ее симфонический оркестра радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева.

Иметь композитора в резиденции, безусловно, благо для балетного театра. Владимир Петрович знает, что такое дансантная музыка и как сделать так, чтобы и зрителя не утомить, и танцовщикам не помешать. На выходе получилось масштабное симфоническое полотно, пронизанное четкими ритмическими формулами и запоминающимися лейттемами-портретами. Более всего, на мой взгляд, удались автору марши, где парадоксальным образом соединились помпезность и драйв. На национальную специфику композитор особо не налегал, но она и не особо нужна: в этой сфере по-стахановски потрудились его коллеги-постановщики.

«Клеопатра» стала последним завершенным созданием основателя «Кремлевского балета» Андрея Петрова. Он работал над ней пять лет и уже готовил к выпуску, но в апреле этого года случилось непоправимое. Хореографу было всего 77, для балетных людей не возраст. Спектакль довели до кондиции его ученики-ассистенты Жанна Богородицкая, Валерий Рыжов и Александра Тимофеева. Теперь им предстоит продолжить дело учителя, то есть сохранить и приумножить традиции созданной им труппы. А это прежде всего многоактный спектакль-история, полноценно декорированный-одетый и мастерски исполненный. Другие в кремлевских масштабах просто не смотрятся.

Предвкушаю, как ярко должен показаться там балет «Война и мир», над которым хореограф работал в содружестве с коллегами из театров Йошкар-Олы и Донецка. Премьера уже состоялась в Симферополе, Севастополе и на Новой сцене Большого театра, причем главные партии танцевали солисты «Кремлевского балета». Самое время утвердить спектакль-коллаборацию трех российских коллективов на кремлевской сцене. Духоподъемное сочетание сюжета, пространства и зрительской любви в этом случае гарантировано.

Читайте также
Прямой эфир