Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Политика
Посол РФ в Вене назвал воровством решение ЕС по замороженным российским активам
Армия
В ЮВО начался первый этап учения по применению нестратегического ядерного оружия
Общество
Гладков поручил вернуть людям имущество из пострадавшего от удара ВСУ дома
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У государственной комиссии по расследованию ЧП с совершившим в Новосибирской области аварийную посадку самолетом «Уральских авиалиний» могут возникнуть претензии к инженерной службе, которая обслуживала борт. Об этом заявили «Известиям» эксперты, указав, что именно инженеры и механики могут оказаться ответственными за сбой в гидравлике. Кроме того, несмотря на проявленное мастерство с посадкой, не исключены вопросы и к пилотам, которые могли ошибиться в расчетах по загрузке самолета топливом. Расследование на личный контроль взял глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

Дело в трубе?

Причиной отказа гидравлической системы самолета Airbus A320 «Уральских авиалиний» могла стать халатность инженерно-технических служб самолета, рассказали «Известиям» авиаэксперты. Они изучили подробности аварийной посадки лайнера в Новосибирской области 12 сентября. Сейчас в ситуации разбирается государственная комиссия, и, вероятно, ее выводы окажутся как раз такими, полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

вид
Фото: ИЗВЕСТИЯ

По итогам расследования уголовного дела, которое возбудил накануне Следственный комитет, к ответственности могут привлечь и пилотов, отметил председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. Он полагает, что они могли неверно рассчитать количество керосина при изначальной загрузке самолета топливом. Поэтому его могло не хватить, чтобы долететь до резервного аэропорта в Новосибирске.

В итоге лайнер, который 12 сентября направлялся из Сочи в Омск, приземлился на пшеничное поле вблизи деревни Каменка. Это могло закончиться трагедией, но спасло везение и мастерство пилотов, отметил Олег Смирнов. На борту находился 161 человек, никто из них не пострадал.

Следствие предварительно установило, что воздушное судно пришлось аварийно сажать именно по технической причине. Но уголовное дело за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 1 ст. 263 УК РФ), которое возбудил накануне Следственный комитет, предполагает и наличие человеческого фактора, рассказал адвокат Алексей Гавришев. Он допустил, что у инцидента могут появиться виновные.

Александр Бастрыкин поручил руководителю Восточного межрегионального следственного управления на транспорте представить доклад о ходе расследования дела и установленных обстоятельствах, сообщил в среду Следственный комитет.

труба
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Гидравлическая система самолета потекла в момент выпуска шасси, и то, что шасси все-таки удалось выпустить, — большое везение, иначе самолет пришлось бы сажать на брюхо, напомнил Роман Гусаров.

— Дело в том, что гидравлика — это герметичная система. Говоря по-простому, это набор трубок, которые соединяют и подкручивают вручную. И если система потекла, значит, какой-то трубопровод мог оказаться не дотянут. Поэтому думаю, что главное расследование будет направлено в сторону тех, кто проводил обслуживание гидравлической системы, то есть инженеров, — сказал эксперт.

Среди причин отказа гидравлики могут быть заводской брак, износ металла или его отдельных соединений, полагает эксперт.

Верны ли расчеты?

Объем керосина рассчитывается индивидуально перед каждым рейсом, пояснил Олег Смирнов. Это зависит от многих факторов — погоды, ветра, расстояния до ближайших резервных аэропортов, загрузки самолета пассажирами, грузом, почтой. Рассчитывает взлетный вес самолета и количество керосина, которое необходимо залить в баки, именно экипаж, уточнил эксперт.

оценка
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

В этом рейсе керосин должен был быть залит так, чтобы его хватило от Сочи до Омска и от Омска до запасного Новосибирска, — указал Олег Смирнов. Он полагает, что при верных расчетах с керосином самолет можно было бы сажать в ближайшем Омске, несмотря на более короткую, чем в Новосибирске, взлетно-посадочную полосу. В этом не было большого риска — самолет просто немного вышел бы за пределы полосы, считает заслуженный пилот.

— Отказ гидросистемы — это, конечно, не самое страшное, что может произойти с самолетом, но всё же это серьезный отказ. Airbus — такой хороший самолет, что в данной ситуации он сел сам. Но всё могло быть и по-другому, — предупредил Олег Смирнов.

По его словам, за 40 лет работы пилотом он не раз сажал самолеты с отказом гидравлической системы, но это ни разу не происходило на открытом грунте.

Вопрос, был ли запас топлива достаточным, чтобы долететь до резервного аэродрома, в ходе расследования обязательно возникнет, согласен Роман Гусаров. Расшифровка бортовых самописцев, найденных в ночь на 13 сентября, покажет, обоснованы ли претензии к пилотам.

В рейтинге причин, которые приводят к серьезным авиационным событиям, отказ гидравлики достаточно редко встречается, чаще могут отказать двигатель, электронные или топливные системы, напомнил эксперт.

— Если двигатель работает, то самолет летит. Всё остальное может отказывать, но самолет прилетит куда нужно, даже с какими-то отказами. Техника склонна ломаться, никто не может дать стопроцентную гарантию, — отметил он.

посадка
Фото: ИЗВЕСТИЯ

С его точки зрения, пока действия пилотов выглядят грамотными, но в итоге всё будет зависеть от решения комиссии.

— Я думаю, решение будет быстро, все материалы есть, люди живы, черные ящики сегодня расшифруют — там вся объективная картина, — отметил он.

Поскольку в этом авиапроисшествии никто не погиб и не был причинен тяжкий вред здоровью, виновным, если они будут установлены, грозит до двух лет лишения свободы, рассказал «Известиям» адвокат Алексей Гавришев. Учитывая такой благополучный исход, возможно, что лица, которым предъявят обвинение, отделаются условным сроком или штрафом до 300 тыс. рублей, резюмировал адвокат.

«Мы прощались друг с другом…»

Пассажиры по-разному вспоминают моменты ЧП, некоторые из них сообщили, что не собираются подавать иски к авиакомпании за причиненный моральный вред. Одна из находившихся на борту рассказала «Известиям», что до сих пор находится в шоке от случившегося, но «посадка была мягкой, как в сказке».

Василий Тюлькин и Валерий Сергеев поблагодарили экипаж.

Хотелось бы сказать большое спасибо пилотам, что вовремя среагировали на поломки. Не дали случиться панике на корабле. Сделали всё возможное. Всё было в порядке, красиво отработано и быстро, — сказали они.

Молодые люди подтвердили, что посадка в поле действительно была очень мягкой — «мягче, чем в аэропорту». Никаких исков они подавать не намерены: этот день стал их «вторым днем рождения».

пассажиры
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

У фельдшера скорой помощи Нины Борисовой был выходной, когда поступил звонок о срочном выходе на работу. Прибыв на место ЧП, она первым делом кинулась оказывать помощь.

На месте жалоб почти не было — сработал шок. А в ДК люди уже всё ощутили: головную боль, головокружение, слабость, дрожь в теле. Мы им делали кардиограммы, инъекции, измеряли давление, — рассказала она.

По ее словам, бригад медиков было много, в том числе из других районов, помощь всем оказали оперативно.

Прямой эфир