«Эмоции спрятал, мешают выполнению профессиональных обязанностей»
Рискованное решение сажать самолет, следовавший из Сочи в Омск, командир воздушного судна Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семенов приняли совместно, сказал последний «Известиям». Команда пилотов летала в таком составе впервые, но опыт и отработанные на тренажерах навыки помогли справиться с нештатной ситуацией, отметил он. Родственники обоих членов экипажа рассказали, что те мечтали стать пилотами с детства, работают уже долгое время и инцидентов в практике практически не было. В авиакомпании «Уральские авиалинии» назвали действия пилотов слаженными, а пленарная сессия Восточного экономического форума началась с аплодисментов экипажу самолета. К овациям присоединился президент России Владимир Путин.
«Нам напрямую»
Внештатная ситуация на борту рейса, летевшего из Сочи в Омск, прошла легко благодаря слаженным действиям летного и кабинного экипажей лайнера Airbus A320, заявили в авиакомпании «Уральские авиалинии». Командир самолета Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семенов совершили 12 сентября 2023 года посадку в пшеничном поле под Новосибирском без трагических последствий — тормозной путь, который оставило судно, оказался не менее 2 км.
Перед аварийной посадкой в поле пилоты старались сохранять спокойствие и выработать схему действий. Это следует из записи их переговоров с диспетчерами, которая есть в распоряжении «Известий». Сначала пилоты все-таки рассматривали вариант сесть в аэропорту Новосибирска Толмачево, запросив схему захода, а также оценили, хватит ли им топлива и какие погодные условия в потенциальном месте посадки.
— Принимаем решение на Новосибирск. <….>
— Вам в какую точку желательно стремление?
— Нам напрямую.
<….>
— Точку стремления уточните.
— Кратчайшую.
<….>
— Был отказ гидравлической системы.
— Понял. Уточним у Новосибирска сейчас схему захода и рабочую ВПП для вас.
— Принял.
— На 120-м эшелоне (условная высота. — «Известия») пойдем, нам топлива не хватит.
— Понял. Занимайте эшелон 120.
<….>
— Вы решите. Вам Новосибирск обеспечит, если необходимо, вам посадку с прямой, ВПП 07.
— Нам только седьмая полоса подходит, нам топлива не хватит на 25-ю.
— Понял. На ноль-седьмую полосу только рассчитывайте. Заход Новосибирску сообщим.
<….>
— Вы по возможности сообщите, какое топливо над Толмачево будет у вас.
— 900 кг у нас пишет пока.
<….>
— У нас передняя стойка неуправляемая будет.
— Сообщим Новосибирску, обеспечат вам посадку.
— Серег, что, серьезно?
— Да, гидравлика зеленая вытекла полностью.
— Вонючий случай.
После этого диспетчер передал пилотам информацию о подготовленной полосе. Но в итоге те приняли решение посадить самолет в поле. Из 161 человека на борту ни один не пострадал. Впоследствии экипаж спустил всех людей по спасательным трапам.
Эдуард Семенов спустя пару часов после экстренной посадки рассказал «Известиям» о деталях произошедшего.
— Ситуация сложная была, совместно принимали решение, — поделился он. — В авиакомпании я работаю 10 лет, летаю на Airbus-320 10 лет, 7 тыс. часов налетал. Командир тоже опытный парень. С ним мы летели первый раз. У нас экипажи подготовленные, поэтому слаженность командира со вторым пилотом. У нас всё отработано на тренажерах.
Он рассказал, что «свои эмоции спрятал далеко-далеко».
— Эмоции, как правило, мешают, выполнению профессиональных обязанностей. Скорей всего, они потом выплеснутся, — сказал пилот.
«Отец не узнал о геройском поступке»
Командиром самолета оказался потомственный пилот — Сергей Владимирович Белов. Он родился в Тбилиси в 1990 году и с раннего детства мечтал стать летчиком, как его отец и дед, сообщили в «Уральских авиалиниях».
Дед Сергея Белова был военным штурманом, служил в Североморске и демобилизовался из армии в звании майора и в должности штурмана авиаэскадрильи стратегических ракетоносцев Ту-16. Отец же — Владимир Лацабидзе — закончил Сасовское летное училище с отличием и Кировоградские экспериментальные курсы летчиков на Як-40. Следом он освоил самолет Ту-134 и уже в 28 лет стал командиром экипажа. В Екатеринбурге он работал пилотом инструктором в авиакомпании «Уральские авиалинии».
В 1989 году Владимир Лацабидзе экстренно посадил самолет в аэропорту Одессы: при взлете произошла несинхронная уборка закрылков — дальнейший полет был невозможен. Благодаря его действиям никто не пострадал. Владимира Лацабидзе наградили орденом Трудового Красного Знамени за мужество и высокий профессионализм.
Крестный Сергея Белова рассказал «Известиям», что тот прекрасно учился, всегда верил в себя и стремился к своей мечте — летать.
— Гордимся! Как можно им не гордиться? — со слезами на глазах сказал мужчина. — Отец был награжден за то, что он вот так же людей спас. И у деда такое награждение всё было. Молодец! Жалко, конечно, что его отец не узнал о таком геройском поступке. Он свои умения и геройство передал сыну.
Учитель Сергея Белова Светлана Тихонова рассказала, что он стал летчиком по воле отца.
— Сережка выполнил свой долг, — сказала она «Известиям». — Надо иметь самообладание, выдержку, чтобы в такой стрессовой ситуации всё сделать так, как полагается. Он был назначен в 2018 году командиром воздушного судна и допущен к самостоятельным полетам. Такое самообладание, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, это в крови.
«Огромное счастье и гордость»
Вторым пилотом удачно приземлившегося рейса был Эдуард Семенов. Он родился 7 мая 1967 года в рабочей семье, говорится в профайле летчика. В 1985-м окончил Минское авиационное техническое училище гражданской авиации. В 1987–1993 годах учился в Актюбинском высшем летном училище гражданской авиации. В авиакомпании «Уральские авиалинии» Эдуард Семенов работает с 2013-го.
Его жена Анна рассказала «Известиям», что муж сам ей позвонил после аварийной посадки и сказал, что сели в поле.
— Я собиралась с младшим сыном на лечение, когда муж позвонил, — это был не его номер, — отметила она. — Он сказал не волноваться, что его будут показывать в новостях. Мы испытываем огромное счастье и гордость.
По ее словам, ее муж мечтал стать пилотом с восьмого класса, посмотрев фильм «Экипаж».
— Стал с тех пор стал учиться хорошо, даже учителя заметили. После школы поступил в летное, а потом летал на самолете типа «Ан». После распада СССР ушел из авиации, занимался бизнесом, но в итоге вернулся к профессии.
Также в авиакомпании «Уральские авиалинии» рассказали о бортпроводниках, которые обеспечивали безопасность пассажиров до и после аварийной посадки.
Это 34-летняя Дарья Глушкова, 22-летняя Айша Гумметова, 31-летний Дмитрий Костылев и 27-летний Дмитрий Рябов.
Пилот «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов, который посадил на кукурузное поле самолет с неисправным двигателем в 2019 году, сообщил в соцсетях, что об авиаинциденте узнал, завершив собственный рейс.
«Самое главное — все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж! Спасибо вам всем!» — написал он.