«Мы — одна из самых многонациональных стран в мире»
Россия исторически является этнически богатой страной: на ее территории проживает более 190 народов. Большинство граждан доброжелательно относится к другим национальностям, однако конфликты могут возникать на фоне социокультурных различий и нежелания приезжающих жить по законам принимающего общества. О том, как государство помогает адаптироваться мигрантам, как обстоят дела с межэтническими связями в России и какие межнациональные проблемы предстоит решить на новых территориях, «Известия» поговорили на полях ВЭФ с главой Федерального агентства по делам национальностей России Игорем Бариновым.
«Миграционная тема сегодня — одна из самых сложных»
— Как обстоят дела с адаптационным центром мигрантов? На каком этапе сейчас работа? Или, может быть, уже определена программа, которая поможет мигрантам адаптироваться?
— Миграционная тематика в последние годы — одна из самых острых и сложных, даже если брать проблемы, которые существуют в сфере государственной национальной политики. Именно миграционная тема стоит особняком, потому что она вызывает наибольшие проблемы, наибольшие эмоции у людей и у принимающего сообщества. И дело даже не в том, что граждане нашей страны как-то негативно относятся к представителям других национальностей, которые приезжают в нашу страну, нет. Мы — одна из самых многонациональных стран в мире: более 190 народов проживает в нашей стране, фактически любой регион обладает опытом межэтнического, межкультурного общения. И мы доброжелательно относимся к представителям любой национальности.
Но вызывающее девиантное поведение, нежелание людей принимать наш образ жизни, наш уклад, наши традиции, наш культуру, наконец, наши правовые нормы не может не вызывать раздражения. Поэтому возникает большое количество конфликтов на этой почве. Было принято решение, что нужна работа по социокультурной адаптации приезжающих к нам иностранных граждан. И в этом году в качестве эксперимента было принято решение, что мы не будем строить какую-то новую инфраструктуру, новые центры, а на базе уже имеющихся многофункциональных миграционных центров, которые выдают патенты и куда в первую очередь приезжают мигранты, попробуем организовать работу по их социокультурной адаптации.
Было выбрано четыре региона: Московская область, Калининград, Пермь и Краснодарский край. Чуть позже мы решили добавить еще один регион — это Республика Саха (Якутия). Разработали адаптационный курс, который уже сейчас, с июля месяца, пробуется в этих регионах. По итогам будем смотреть, какой результат, как воздействует. Там, естественно, в первую очередь дается правовая информация о трудовом законодательстве, о нормах поведения в нашем обществе, как надо справлять в том числе религиозные праздники. И четко рассказывается о том, что можно, что нельзя, а за что последуют обязательно наказание и ответственность. Если, условно говоря, иностранные рабочие на религиозный праздник будут разделывать барана на детской спортивной площадке, как было в прошлом году в Нижнем Новгороде, то за это последует неотвратимое наказание.
Надеюсь, такая работа, развернутая в масштабах всей страны, поможет снизить напряжение в этой сфере. Но, повторюсь, эта тема очень серьезная, очень острая. Мы недавно провели социологическое исследование среди мигрантов. К сожалению, выводы были неутешительные. Я могу назвать несколько цифр: например, 53,5 % среди мигрантов хотят жить по законам шариата, а не соблюдать наше светское законодательство. Цифра, конечно, очень большая. Кроме того, 15,3% готовы принимать участие в незаконных политических акциях и митингах. Более 44% опрошенных готовы, несмотря на недовольство местного населения, вести себя в соответствии с нормами и традициями, принятыми в их обществе. С этим надо что-то делать — и государству, и общественным организациям, и вовлекать в эту работу и страны исхода. К нам не должны приезжать люди, которые не собираются жить по нашим законам, не собираются соблюдать наши нормы и правила, не собираются встраиваться в нашу правовую систему, их желательно отсекать еще в странах исхода. Но тогда и инфраструктуру надо каким-то образом переносить туда.
«Межэтнические связи сохранялись»
— Даже из цифр, которые вы назвали, создается ощущение, что мигранты — это такая среда, на почве которой очень легко попытаться раскачать общество. Вы говорили не так давно, что уже были такие попытки раскачать ситуацию в стране на национальной почве, связанные с мигрантами из Средней Азии. По вашим словам, в их среде стали пропагандироваться идеи превосходства, негативного отношения к нашему населению. Насколько такая практика успешна?
— К сожалению, эта работа в первую очередь нашими оппонентами проводится очень системно, и на это тратятся огромные деньги. Они понимают, что миграционная среда — такая благодатная почва, где можно людей локализовать, настроить против принимающего сообщества, против органов власти. Мы видим, что они системно в этом плане работают. И количество конфликтных ситуаций в мигрантской среде сейчас увеличивается.
— Папа римский не так давно сделал громкое заявление о якобы жестокости представителей Республики Чечня и Бурятии. Что бы вы ему на это ответили?
— При всем уважении к понтифику ему нужно поменьше читать наших оппонентов на Западе и украинское ЦИПсО — Центр информационно-психологических операций, — который этими фейками наводнил все информационные ресурсы. Если говорить о чеченцах, бурятах, представителях других народов, воюющих плечом к плечу в ходе специальной военной операции, то они отличаются мужеством и стойкостью. К сожалению, зарубежные средства массовой информации стараются не замечать, что творят украинские нацисты в ходе боевых действий на Донбассе, что они творили все эти годы.
— По распоряжению правительства в новых регионах сейчас создаются подразделения Федерального агентства по делам национальностей. Чем они будут заниматься в первую очередь?
— Естественно, в первую очередь они будут заниматься мониторингом состояния межнациональных отношений на новых территориях, оказанием помощи органам власти, которые созданы сейчас. Будут заниматься реализацией государственной национальной политики на новых территориях, взаимодействием с общественными организациями, которые сейчас регистрируются. Кстати, несмотря на боевые действия, на то, что никакие правовые механизмы фактически там не работали, эти междиаспоральные, межэтнические связи сохранялись. И греки в Ростовской области четко понимали, какие проблемы у греков в Мариуполе и его окрестностях. То же самое можно говорить об армянской диаспоре и об армянских общественных организациях. Конечно, эту работу сейчас нужно выстраивать, инкорпорировать в общероссийское пространство новые субъекты, в том числе и в сфере государственной национальной политики.
«Это всё граждане Российской Федерации»
Мы уже делали оперативное социологическое исследование в новых регионах. Может быть, межнациональных проблем и не так много и ситуация в принципе достаточно стабильная, но вот с точки зрения формирования общероссийской гражданской идентичности здесь предстоит еще очень много поработать. Но это и неудивительно, поскольку эти территории находились в другом информационном, культурном, правовом пространстве. Они на протяжении 30 лет были подвержены оголтелой русофобской пропаганде со стороны средств массовой информации Украины, западных средств массовой информации. Поэтому работа предстоит большая, но я думаю, что совместными усилиями мы справимся.
— Эти подразделения уже функционируют?
— Они созданы, идет набор сотрудников туда, но уже сейчас мы активно выстраиваем взаимодействие с органами власти в новых субъектах, потому что приходится с места в карьер организовывать эту работу, но она, конечно, очень важна и нужна.
— Набор сотрудников из числа жителей новых регионов?
— Это всё граждане Российской Федерации теперь, поэтому мы абсолютно не разделяем. Есть желающие совершенно с других территорий приехать, заниматься этой работой по зову сердца.
— Насколько хорошо россияне свою страну знают с этнической точки зрения, как в этом мог бы помочь закон, который сейчас на рассмотрении?
— Наша страна обладает колоссальным этническим и культурным разнообразием. И чтобы этот объем информации о традициях, обычаях, культуре наших народов хорошо знать, я не знаю, кем надо быть, — это должны быть энциклопедические знания у человека. Но мы уже много лет проводим ставшую международной просветительскую акцию «Большой этнографический диктант». Знания о традициях, культуре и обычаях наших народов с каждым годом растут, и мы сейчас все констатируем, что в силу, может быть, последних событий наши люди меньше стали ездить за границу и больше стали ездить по собственной стране. Многие говорят — почему мы не делали этого раньше? Потому что уникальная природа, уникальные исторические памятники, уникальная история народов, проживающих в нашей стране, не могут никого оставить равнодушным. Законопроект как раз предусмотрит какие-то преференции, для того чтобы создание туристической инфраструктуры в наших регионах было облегчено, человеку было проще заказать путевку, даже и отдаленные какие-то территории посетить, но с достаточным уровнем комфорта. Я надеюсь, что это упростит внутренний туризм, а он приведет к тому, что мы будем лучше знать друг друга и всё это будет работать на поддержание межнационального мира и согласия нашей страны.