В поле подозрения: нейросеть научили предотвращать кражи в магазинах
В РФ разработали систему, которая с помощью искусственного интеллекта может предотвращать кражи в магазинах, рассказали «Известиям» разработчики программы. С помощью нейросети программа анализирует данные с камер видеонаблюдения и по совокупности признаков определяет, вор человек или нет. В настоящий момент ИИ проходит этап тестирования в нескольких торговых сетях. Эксперты считают решение перспективным, однако окончательные выводы можно будет сделать после того, как софт полноценно запустится в ритейле.
Держи вора
О разработке системы ИИ, которая распознает воришек в магазинах, «Известиям» сообщили в компании «Айти Групп 42», которая занималась созданием программы.
— Четыре нейросети в режиме реального времени обрабатывают видеопоток со штатных камер магазина, накапливают данные о поведении посетителей в торговом зале и уведомляют персонал, если в поле зрения системы появился человек, поведение которого по совокупности признаков кажется подозрительным, — рассказали авторы ПО.
Система сообщает сотрудникам службы охраны или работникам магазина о потенциальном воре, отмечают авторы решения. При этом используется технология, которая не попадает под действие закона о персональных данных или закона о биометрии: она не обрабатывает такую информацию. Она не распознает лица и не хранит никаких данных граждан, утверждают разработчики.
— Для предотвращения кражи мы выделили 11 признаков, по которым можно отличить вора от добросовестного покупателя. У нас просчитаны определенные параметры времени перемещения по магазину, но вместе с этим мы учитываем другие данные о поведении человека в помещении: положение тела, движения головы и другие, — рассказал генеральный директор «Айти Групп 42» Алексей Нагорный. По его словам, решение выносится при наличии нескольких признаков на основании вычисленной вероятности совершения кражи.
В настоящее время система находится на этапе обучения и способна определять двух из трех потенциальных воров.
На этапе тестирования
По словам авторов программы, софт уже тестируется в торговой сети «Улыбка радуги» и магазинах BNS Group. В первой сообщили, что изучают возможности современных антикражных систем и защиты.
— В этом году компания тестировала одну из программ, разработанную «Айти Групп 42», предотвращающую кражи в магазинах. В результате совместной работы представителей нашей компании и разработчика запланировано проведение доработок софта, после которых будет проведен еще один тест, — рассказали «Известиям» в пресс-службе.
В BNS Group также подтвердили, что рассматривают возможность применения системы российского разработчика. Представитель компании уточнил, что софт находится в режиме тестирования и ожидает полноценного запуска.
«Известия» попросили оценить разработку другие торговые сети. В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» сообщили: для предотвращения краж они используют собственное решение на базе ИИ. В X5 Group оперативно не ответили на запрос.
А есть ли перспективы?
Эксперты считают новую отечественную разработку перспективной, однако говорить о результатах можно будет только после того, как она будет развернута полноценно.
— Сама идея внедрения подобных систем видеоаналитики в отечественном ритейле правильная. По этому пути идут многие развитые страны мира, — рассказал «Известиям» руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.
Такие разработки основываются на данных с камер видеонаблюдения и работают по совокупности признаков. Самое важное в этом случае то, что для этого не требуется хранение персональных данных биометрии, что облегчает внедрение использования системы, но при этом обязательно наличие развитой модели ИИ и ее способность к самообучению, подчеркнул специалист.
— Кроме того, при работе с такой системой важной обучать сотрудников правильно ее использовать. Только тогда совместная работа специалистов и ИИ поможет предотвращать кражи, — отметил Игорь Бедеров.
Подобные системы намного эффективнее, нежели обычные детекторы, которые стоят на входе в большинстве магазинов, считает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. Однако каждое подобное решение должно проходить большой этап тестирования, во время которого ИИ будет обучаться определять мошенников. Полностью дать оценку работы можно будет после того, как завершатся все предварительные этапы. И чем больше данных система получит на этапе обучения, тем эффективнее она проявит себя в дальнейшем, подчеркнул он.
Решения, основанные на базе видеоаналитики, действительно способны предотвращать кражи, полагает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Сейчас такими разработками занимаются разные компании, и чем больше будет внедрено в ритейле подобных систем, тем больше у ритейлеров шансов противостоять кражам, резюмировал он.