Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин отметил хорошие результаты осенней сессии парламента России
Мир
Le Monde сообщила о запрете министру обороны Чехии говорить о ситуации на Украине
Общество
Метель и усиление ветра до 15 м/с ожидаются в Подмосковье в ночь на пятницу
Мир
В Белоруссии раскрыли прослушку пилотов со стороны иностранных спецслужб
Наука и техника
«Роскосмос» сообщил о планах создать лунную электростанцию к 2036 году
Авто
За прошедшие сутки в России произошло 257 ДТП
Происшествия
Один человек погиб и два пострадали при атаке ВСУ на Херсонскую область
Мир
Мишустин отметил попытки расшатать экономику России извне
Политика
Матвиенко поблагодарила Путина за поддержку работы СФ
Общество
Президент РФ призвал работать с застройщиками для защиты покупателей жилья
Общество
Патрушев назвал Трансарктический коридор ключевым элементом развития Арктики
Общество
Путин поручил найти решение по поддержке многодетных семьей при росте их доходов
Общество
Стратегию развития частного образования разработают в России
Экономика
Путин призвал вывести экономику России на новый уровень
Мир
Зеленский признал перехват Россией украинских ракет «Фламинго»
Мир
В Минске заявили о продолжении активного диалога между Лукашенко и Трампом
Общество
В Курганской области пресекли захват заложника и побег заключенного из колонии

Франциско первый: что показали на ретроспективе нонконформиста

Выставка в РОСИЗО объединила более 100 работ художника Инфанте-Арана
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Почти все его фотографии квадратные. Он любит природу, геометрию и зеркала. А соавтором всех его проектов выступает жена Нонна Горюнова. Речь о Франциско Инфанте-Арана, 80-летнем отечественном художнике с испанскими корнями и непререкаемым статусом живого классика. Из поколения шестидесятников-нонконформистов он остался едва ли не последним, если говорить о фигурах первого ряда. Однако творческую активность Инфанте не снижает, как и выставочную. Нынешняя ретроспектива «Вертикальное положение» — далеко не единственная за последние годы. Но, пожалуй, самая крупная. «Известия» погрузились в мир «артефактов».

Найти «артефакт»

В здании РОСИЗО в Петроверигском переулке экспозиция заняла весь второй этаж. В общей сложности пять залов с фотоработами, предбанник с зеркалами-инсталляциями и мини-кинозал, где демонстрируется документальный фильм про Франциско Инфанте. Среди представленных работ есть хорошо известные, неоднократно выставлявшиеся — например, хрестоматийные «Супрематические игры» (1968), где прямоугольники и треугольники будто с картин Малевича оказываются на реальном снегу. Или цикл «Выстраивание знака» (1984–1986): кусочки фольги наклеены на кусты и деревья так, что с определенной точки они образуют правильные геометрические фигуры. Зрители увидят и относительно редко демонстрируемые вещи. Прежде всего серию «Сквозь время» (2002).

Франциско создавал ее в Италии — и, в отличие от большинства своих проектов, взял за основу не природные, а городские пейзажи. Правда, всё это виды маленьких старинных улочек с древними каменными домами, в которых двери и ставни сделаны из массивных досок. К немым свидетелям прошлого художник прикреплял тонкие цветные полоски, выявляющие неожиданную геометрию пространства и создающие контраст эпох — реальной старины и воображаемого метафизического будущего.

Во всех работах — что конца 1960-х, что уже XXI века — Инфанте сохраняет верность квадратному формату кадра и самому жанру, который он окрестил артефактом. Идея «артефакта» — в интеграции рукотворных абстрактных объектов (кусочков цветной бумаги, лесок, зеркал) в естественную, как правило, природную среду. Причем делается это всё вручную, никакой компьютерной графики. Но конечный художественный результат — не хитроумные конструкции и приспособления, смастеренные художником, а именно фотоснимки. Автор печатает их ограниченным тиражом и демонстрирует на выставках либо продает коллекционерам.

Кстати, точнее было бы сказать «авторы», поскольку свои работы Инфанте создает вместе с верной соратницей — Нонной Горюновой. И в жизни, и в творчестве они много десятилетий вместе. Редкий в турбулентной арт-среде пример гармонии, выдержавшей испытание временем.

Природа и геометрия

Собственно, гармония — одно из ключевых понятий для искусства Инфанте. Еще до «артефактов» он создавал картины с изображениями геометрически безупречных спиралей, пытался визуально воплотить математические прогрессии и тому подобные умозрительные совершенные структуры (увы, эта часть его пути осталась за кадром нынешней ретроспективы). Затем художник отказался от холстов и красок, избрав в качестве основного инструмента фиксации камеру, но сохранил то же стремление обнаружить высшую правильность, нездешнюю красоту — только уже в живой природе.

И здесь поражает его изобретательность, способность преображать и превращать в метафоры порой достаточно привычные виды — например, лес на поле или берег водоема. В нечасто выставляемом цикле «Дыхание моря» (1992), который демонстрируется сейчас в РОСИЗО, три ровные жердочки установлены у кромки воды, и на каждом следующем снимке они оказываются всё глубже и глубже. Следовательно, их контуры последовательно размываются, пока не остается лишь иллюзорное напоминание в виде неровных линий, проступающих сквозь рябь.

Серия эта цветная, но цвет здесь — не главное. Порой Инфанте и вовсе делает выбор в пользу монохрома. Один зал на выставке целиком отведен под черно-белые композиции: чистое торжество форм и линий. Иное дело — несколько циклов, где именно цветовое решение создает должный контраст, но вместе с тем и глубинное родство природной среды и рукотворного объекта. Используя простые, прямолинейные, подчеркнуто антропоморфные оттенки, Инфанте одновременно и противопоставляет их пейзажу, и выявляет некую глубинную сущность увиденного. Порой кажется, что такие прозрения спонтанны и очевидны, однако ряд подготовительных схем, представленных здесь же, убеждают в обратном: за каждой серией стоит большая предварительная работа.

Иногда художник даже формулирует идею в рукописном тексте.

«Линии располагаются строго по направлению роста деревьев. Силы, давшие направление росту деревьев, и должны быть выражены красными линиями», — гласит подпись на рабочем листе к серии «Пейзаж диктует».

Наличие эскизов в экспозиции — большой плюс: это не просто возможность заглянуть в творческую лабораторию Инфанте, но и подчас ключик к пониманию его произведений. А впрочем, искусство Франциско вовсе не требует глубокомысленных рассуждений о концепциях и длинных искусствоведческих комментариев. Его медитативные «артефакты» воздействуют непосредственно — завораживают и умиротворяют. И это редкое качество сегодня ценно как никогда.

Читайте также
Прямой эфир