Более половины самозанятых сталкивались со штрафами со стороны заказчиков
По данным исследования аналитического центра «Консоль.Про» (платформа для работы с внештатными специалистами), 63,2% самозанятых хоть раз сталкивались со штрафами со стороны работодателя. Для трети опрошенных штрафы стали главной причиной завершения работы в качестве самозанятых и возвращения на работу по найму. Результаты исследования появились в распоряжении «Известий» 23 августа.
Почти четверть (23,3%) опрошенных самозанятых рассказали, что регулярно сталкиваются со штрафами со стороны заказчиков. Самой распространенной причиной штрафов является некачественное выполнение работы — так ответили 41,2% респондентов. Каждый пятый (19,3%) самозанятый также получал штрафы за опоздания на работу, 17,2% — за порчу имущества заказчика, 12% — за пропуск рабочих дней без уважительной причины, а 10% — за порчу формы заказчика. При этом в половине случаев (54,6%) штрафы были прописаны в договоре.
«Гражданские правоотношения между самозанятыми и заказчиками позволяют на уровне договора фиксировать штрафы и неустойки за нарушение сроков и качества оказываемых услуг. Исполнитель также несет полную материальную ответственность за имущество заказчика, переданное ему по акту во временное пользование. При этом гражданские правоотношения не могут предусматривать штрафы за действия исполнителя, которые находятся в рамках трудовых. Например, штраф за опоздание –– это попытка контроля самозанятого, свидетельство его зависимости от заказчика. Такие отношения с самозанятыми могут быть переквалифицированы из гражданских в трудовые», –– пояснила руководитель юридической службы «Консоль.Про» Дарья Гольева.
Почти все (91,8%) опрошенные самозанятые сталкивались с недобросовестными заказчиками, которые лишали их оплаты труда частично или полностью. Треть (33,1%) опрошенных специалистов неоднократно попадали в подобные ситуации. При этом вернуть свои деньги и добиться справедливости удавалось лишь десятой части (11,4%) пострадавших самозанятых, а каждый второй (19,3%) обманутый специалист просто прекращал сотрудничество с компанией.
Из-за обмана с выплатами со стороны заказчиков треть самозанятых (33,1%) теряли до 10 тыс. рублей. Примерно столько же опрошенных (31,5%) рассказали об убытках в размере 20–40 тыс. рублей. Менее 1% самозанятых столкнулись в своей практике с потерей крупных сумм — более 100 тыс. рублей из-за действий заказчика.
Для 37% самозанятых назначение штрафа стало решающим событием: после этого они начинали искать работу в найме. 32% никак не изменили свою позицию после получения штрафа, а 26% приняли решение изменить сферу деятельности или работодателя.
9 августа заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков рассказал «Известиям», вправе ли работодатель привлекать работника к материальной ответственности, и в каких случаях это законно. По его словам, Трудовой кодекс допускает удержание с работника денежных средств только для погашения его задолженности перед работодателем. Это может происходить в двух случаях: если был выдан аванс, но сотрудник не отработал его, и если специалист был в командировке, но не потратил и не вернул часть командировочных.