Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле усомнились в изменении линии НАТО после назначения Рютте генсеком альянса
Политика
Путин указал на вклад атомной отрасли в обеспечение ядерного паритета России
Общество
Минздрав выдал разрешение на исследование нового препарата от ботулизма
Экономика
Госдума приняла закон об индексации пенсий работающим пенсионерам
Мир
Лавров назвал курс США на удержание гегемонии обреченным на неудачу
Мир
Марк Рютте утвержден на пост генсека НАТО
Армия
Борт с освобожденными из плена российскими военнослужащими прибыл в Москву
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
США по условиям сделки обязались не предъявлять Ассанжу новых обвинений
Армия
На Камчатке расчеты ТОФ отработали нанесение ракетного удара по противнику
Общество
Путин присвоил звание Героя Труда Геннадию Зюганову
Происшествия
Силы ПВО сбили украинскую ракету над Дмитриевским районом Курской области
Происшествия
В Башкирии пятеро детей госпитализированы из-за пищевого отравления
Мир
В Южной Корее пуск баллистической ракеты КНДР назвали неудачным
Экономика
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Мир
Захарова назвала санкции в отношении ряда СМИ ЕС ответными мерами
Мир
Политолог связал освобождение Ассанжа с предвыборной кампанией Байдена
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ходила в театр настолько много, что могла спеть и за баса, и за тенора. Боялась выступать с Муслимом Магомаевым и не умела обращаться с веером. 80-летие народная артистка СССР Тамара Синявская встречает в прекрасной творческой форме. Нашему корреспонденту она рассказала о том, почему выступала на конкурсе им. П.И. Чайковского с температурой, причем тут Екатерина Фурцева и чего однажды испугался Борис Ельцин.

«А вдруг в зале сидит человек, который тебя не любит?»

— На ваш взгляд, сложно стать профессиональным певцом?

— Вы не представляете, какая это профессия, сплошные нервы. Вы когда-нибудь выходили на сцену?

— Да. Очень страшно.

Вот именно. Однажды на сцену Большого театра вышел Борис Николаевич Ельцин, начал говорить… и захрипел от страха, потом объяснил: «Я даже не думал, что это так страшно».

Выходишь и не знаешь, сомкнутся ли связки, не прилетит ли какая-нибудь мысль: а вдруг в зале сидит человек, который тебя не любит? Представьте, это тоже лезет в голову. Потому что сцена — это коррида. Ты один на один с публикой.

— Как научиться не бояться сцены?

— Никак. Надо владеть профессией, поэтому певцы так долго учатся. Голос тебе дан, ты в классе заливаешься соловьем, выполняешь все требования педагога, но это всё надо довести до автоматизма. Тогда, как только начинаешь петь, при любых обстоятельствах включается мышечная память. Я вам и сейчас любую партию спою, правда, пониже, хватит уже голосить (смеется). Еще очень важно выучиться актерскому мастерству.

Все партии в Большом театре со мной репетировал Борис Александрович Покровский — главный режиссер ГАБТа. У него были такие, например, требования: здесь нужно вообще без голоса спеть, не кричи, замолчи, тебя и в последнем ряду услышат, надо только всё это наполнить.

А как это я без голоса спою? Благодаря Борису Александровичу я поняла: надо учиться дальше. Он мой учитель не только в том, что касается сцены и драматического состояния. Для меня он стал именно гуру, потому что заставлял думать, объясняя задачи на жизненных примерах.

Опера

Народная артистка РСФСР Тамара Синявская в роли княгини и заслуженный артист РСФСР Владислав Пьявко в роли князя в сцене из оперы «Русалка»

Фото: ТАСС/Александр Коньков

— Помните свои первые партии?

В «Царской невесте» я была Дуняшей, потом меня «повысили в должности», я стала Любашей. Я все партии наизусть знала, и в театре это запомнили. Однажды раздался звонок: «Тамара, не выручишь? Утренний спектакль «Царская невеста».

Я согласилась, а роль была такая (поет): «Боярыня, царевна пробудилась». Нужно было выглянуть в дверь, даже не гримируясь. Так в этой опере у меня добавилась еще Сенная девушка. Позднее я там практически все партии спела, кроме: «Ишь, вечер-то какой, как будто лето…» — это исполняла шикарным голосом Вероника Ивановна Борисенко. У нее самое красивое меццо-сопрано было в Большом театре — ее голос я ощущала горлом, это мне подходило.

— Как это — ощущать горлом?

Бывает, что голос хороший, но кто-то скрипит, кто-то пищит, кто-то гудит, кто-то звенит, а тут лёг — и всё, полное созвучие. Мы на сцене с Вероникой Ивановной встречались в «Семене Котко», она там пела уже возрастные партии. Я с большим почтением к ней относилась. Мало того что красивый голос, она была очень приятным человеком.

«Ну-ка сделай вот так, как царица!»

— Работать в Большом театре — чем это было для вас?

Я не работала в Большом театре, я жила и живу в нем до сих пор. И в мечтах остаюсь в ауре тех людей, которые меня окружали. От них я получала жизненную энергию, ум, талант, которыми их Господь наделил.

Тогда все оперы шли на русском языке, и все партии я знала наизусть. Не потому, что сидела и учила, но я настолько много ходила в театр, что могла спеть и за баса, и за тенора. Мне было очень интересно. А как могло быть неинтересно, если на сцену выходили Сергей Яковлевич Лемешев, Иван Семенович Козловский, иногда Марк Осипович Рейзен.

Моя жизнь в Большом театре была потрясающая, хотя и очень трудная, потому что театр есть театр.

«Ой, как ты сегодня замечательно пела, совсем без голоса осталась» — такие моменты я наблюдала очень часто, особенно когда юная была. Меня не принимали во внимание и говорили при мне всё, а я это переваривала и в ужасе была. Пожаловаться маме не могла, она бы сказала: я тебя предупреждала.

Певицы Елена Образцова и Тамара Синявская

Певицы Елена Образцова и Тамара Синявская

Фото: ТАСС/Павел Смертин

— Был ли кто, с кем вы могли поделиться?

— Поначалу было трудно, но потом моей подружкой стала Маквала. С Леной было сложнее — она много гастролировала, мы очень редко виделись, хотя испытывали друг к другу настоящие дружеские чувства (Маквала Касрашвили и Елена Образцова — солистки Большого театра. — «Известия»).

— Несколько дней назад завершился XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Вы в свое время победили на четвертом по счету соревновании. Нравилось ли вам быть конкурсанткой?

Первый тур конкурса Чайковского я пела буквально через три дня после премьеры «Оптимистической трагедии» в Большом театре, она мне была засчитана как диплом в ГИТИСе. Простудилась и в итоге выступала с температурой. Это был потрясающий конкурс, наши так рванули, что заняли первые пять мест, а мы с Леной разделили золото.

Вообще-то, я участвовать не собиралась, но нужно было, как мне было сказано, усилить группу. Я спросила министра культуры Екатерину Алексеевну Фурцеву, которая нас курировала: «А что усиливать-то, ведь Лена Образцова уже есть?» Она ответила: «Надо застолбить второе место. На всякий случай, потому что группа очень сильная приедет из Америки».

В жюри была Мария Петровна Максакова, которая пригласила меня домой, рассказала о традициях старого Большого театра и о том, как я пела.

Тамарочка... — говорила она, будто декламируя со сцены, как и другие артисты ее поколения, — приготовьтесь, что в театре всегда были двойники: Лемешев – Козловский, Давыдова – Максакова. У вас, наверное, будет Образцова – Синявская.

Я говорю: «И что? Я готова к этому, мне так нравится, как они поют». И сразу сняла все разговоры. Она всё поняла, потому что умная была женщина и у нее был очень хороший вкус.

Она была всегда потрясающе одета, и в жизни, и на концертах. У нее всё было продуманно. Это она сказала мне: «Никогда не уходите со сцены спиной — скучной спиной. Оставляйте улыбку в зале. Под аплодисменты идите, чтобы зрители вас запомнили, только в самый последний момент ныряйте в кулису».

Елизавета Павловна Гердт тоже учила, как надо себя вести на сцене: «Деточка, вы не умеете кланяться. Вы отпоете и как пионерка стоите. Разведите руки в стороны и сделайте книксен».

Потом Марина Тимофеевна Семенова полгода со мной репетировала «Кармен», и Сережа Радченко, который научил меня играть на кастаньетах, — я до сих пор могу всё это делать. Роль Кармен у меня была сделана от первого появления до последнего вздоха.

«Кармен»

Сцена из спектакля «Кармен»

Фото: ТАСС/Александр Коньков

— Что вам еще говорила Семенова?

— Как встать, плечики расправить, головку повернуть. Потом я уже сама к ней обратилась за помощью, когда пела Марину Мнишек в «Борисе Годунове». Эту роль противной гордой полячки, которая распевает самозванцу, я не хотела петь, но по репертуару она была мне необходима.

Марина Тимофеевна меня подготовила — как выйти, как поклониться, чтобы зал встретил аплодисментами. А Борис Александрович продолжил: «Ты с веером не умеешь, что ли, обращаться? Ну-ка сделай вот так, как царица».

Все пытались мне помочь, потому что я с удовольствием ждала помощи и всё запоминала. Когда человека просишь помочь, ты тоже должен что-то свое сердечное отдать.

«Муслим себя слушал очень придирчиво»

— Вы слушаете свои записи?

Не люблю смотреть, как выгляжу со стороны, не могу себя слушать и долгое время этого не делала, потому что мне казалось, что на самом деле я пою совсем по-другому.

Володя Атлантов тоже говорил, что ему не нравилось, как он поет. Муслим себя слушал очень придирчиво, но мы все слушали, как взяли ноту, а он слушал как музыкант. Поэтому у него не было проколов: ария, романс, песня или джаз — возьмите всё что угодно, у него всё-всё-всё в стиле. На любой его вещи знак качества — у него был потрясающий слух.

Муслим Магомаев

Заслуженная артистка РСФСР Тамара Синявская и народный артист СССР Муслим Магомаев во время съемок праздничной новогодней программы «Голубой огонек»

Фото: ТАСС/С. Герасимов

— С Муслимом Магомаевым вы шли по жизни почти 35 лет. Меломаны с ностальгией рассказывают о ваших совместных концертах. А что сохранила ваша память?

Я сначала боялась с Муслимом выступать — на него шла определенная публика, которая знала его по каким-то эстрадным номерам, но никто не вспоминал, что он, например, был шикарным Фигаро. Никто. Из-за того что я пела классику, он пел Фигаро.

Поскольку он пианист и владел не только вокальным, но и пианистическим мастерством, проблем у меня не было. Хочу я спеть Кармен — пою Кармен, хочу спеть Любашу — пою Любашу. Ну и, конечно же, неаполитанские песни. Он обожал итальянское пение и привез из Италии два чемодана записей Джильи, Ди Стефано и многих других.

В Москве мы приглашали друзей, устраивали им конкурсы, ставили пластинки теноров и обсуждали. У нас был такой филиал «кабинета Неждановой».

— Вы заведуете кафедрой вокального мастерства в ГИТИСе, ведете оперные мастер-классы. Какие советы даете вокалистам?

Не называйте певцов вокалистами. Мы имеем дело с оперными певцами, а вокалисты — те, кто поет всё подряд, не задумываясь, о чем (смеется). Вот видите, педагогика у меня в крови, я очень хотела быть учительницей, я это люблю.

Если чувствую, что человек нуждается в помощи, даже если он сам стесняется обратиться, обязательно помогу. Некоторые во время мастер-классов оборону держат до последнего, но в конце и они поддаются.

Мастер-класс — это почти как выход на сцену. Оркестра нет, дирижера нет, остаешься один на один с залом. Вот и всё. Когда я только начинала преподавать, Муслим шутя говорил: «Ты — Макаренко, советуешь так, как будто они тебя спрашивают». А мне действительно кажется, что спрашивают, потому что я делюсь тем, в чем разбираюсь.

Справка «Известий»

Тамара Синявская окончила Музыкальное училище при Московской консерватории (класс Л.М. Марковой, затем О.П. Померанцевой). Учебу в училище совмещала с работой в Малом театре — пела в засценном хоре. В 1970 году завершила обучение на факультете музыкальной комедии ГИТИСа (класс Д.Б. Белявской).

В 1964 году дебютировала на сцене Большого театра в партии Пажа в опере Дж. Верди «Риголетто». До 2002 года исполняла ведущие партии в спектаклях оперного репертуара. С 2005 года преподает в ГИТИСе, с 2008-го возглавляет кафедру вокального искусства.

Прямой эфир