Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В книге фотографа-документалиста Анны Короб визуальный ряд порой доминирует над текстовым: изображения руин и развалин бывших дворцов, особняков и церквей XVIII–XIX веков говорят сами за себя гораздо выразительней, чем сопроводительные сведения об их дореволюционных создателях и обитателях. Впрочем, и текст заслуживает пристального внимания: критик Лидия Маслова представляет книгу недели специально для «Известий».

Анна Короб

«Неизвестные окрестности Петербурга»

М.: АСТ, 2023. — 208 с.

«Среди известных пригородных садово-парковых комплексов сохранилось великое множество самобытных дворянских гнезд», — пишет в предисловии автор, занимающаяся фотофиксацией увядающих памятников архитектуры на протяжении пяти лет с целью «успеть как можно подробнее зафиксировать исчезающее наследие, популяризировать его и, возможно, даже спасти».

Перспективы спасения выглядят довольно туманными для архитектурных памятников, представленных в книге, которая дышит печальной красотой упадка и увядания. Повсюду на фотографиях — живописные руины, заросшие травой фонтаны и лестницы, ржавые скаты крыш, покосившиеся наличники, разбитые стекла, заколоченные досками окна, осыпавшаяся кирпичная кладка. А большинство глав-экскурсий по той или иной развалине заканчиваются такими оборотами: «заброшен и разрушается»; «находится в аварийном состоянии; «дом «одели» в строительные леса и законсервировали»; «в 1993 году дворец оставили, и на сегодняшний день от него остались лишь руины»; «остались лишь раскинувшиеся на горе белокаменные руины овальной формы в окружении колоннады из 24 колонн»; «часть хозяйственных построек используют местные жители под свои нужды, а длинные аллеи парка заросли кустарниками и высокой травой».

Изредка попадаются чуть более жизнеутверждающие финалы: «...с 1995 года бывшая усадьба принадлежит реабилитационному центру» или «на сегодняшний день сохранились многие каменные хозяйственные помещения, господский дом с бельведером, выдержанный в строгих формах позднего классицизма, садовый павильон с башенкой, неоготическая часовня-усыпальница и парк». Это об усадьбе Заполье в поселке Володарское, не избежавшей обычной для большинства архитектурных памятников революционной переквалификации: «...в господском доме расположились администрация совхоза и магазин. Служебные постройки использовали как столовую, зернохранилище и механико-техническую станцию».

Недолго выполняла свои прямые функции Вознесенская церковь в селе Самро на берегу одноименного озера в Лужской области, «грандиозное однокупольное здание в одной связи с колокольней, выдержанное в стиле эклектики». Построенный в начале ХХ века, храм действовал до 1937 года, потом превратился в сельский клуб, в период потепления отношений между советской властью и религией в 1940-х снова стал церковью, которая в 1953-м была передана колхозу «Красный Самряк» под зернохранилище. В 1993 году пожар, уничтоживший главку колокольни, шатер и купольное перекрытие, превратил храм в руину, но, судя по фотографиям с расставленными внутри полуразрушенной церкви иконами, ее существование в качестве культового сооружения каким-то образом продолжается, и даже остатки росписи с евангелистами пока сохранились.

В 1939 году была отдана под нужды колхоза церковь Николая Чудотворца в селе Рель, первые упоминания о котором датируются 1498 годом. После двух сгоревших в селе деревянных церквей строительство каменного храма началось в 1870 году по проекту архитектора Ивана Слупского и велось всем миром: «Материалы доставляли из разных мест: известь — из Гдовского уезда, железо — из Молосковицы. Для цоколя и фундамента прихожане тащили валуны на себе с ближайших полей, бывало, для перемещения особо больших камней объединялись в группы по 70 человек». Тяжелая стройка, в ходе которой уже готовый центральный купол обрушился из-за некачественного кирпича и недобросовестной кладки, была завершена в 1886 году. В 1990-е годы в храме были проведены противоаварийные работы, но сейчас он «заброшен и разрушается».

В главе о церкви Николая Чудотворца есть одна из всего двух фотографий в книге, отмеченных присутствием живых существ: бело-рыжая собачка вроде гончей стоит посередине зимней дороги и грустно смотрит в объектив на фоне припорошенной снегом церковной руины, устремленной в голубой просвет среди серых туч. На остатке одного из куполов даже сохранился покосившийся крест, но такое ощущение, что он вот-вот обвалится. Такой эффект присутствия при разрушении, происходящем прямо у тебя на глазах, возникает от многих фотографий Короб, настраивающих на размышления о мимолетности и тщете всего сущего.

В главе про дореволюционные дачи представлены три очаровательных экспоната в стиле модерн. Это дачи Валентины Ивановны Кривдиной в Сестрорецке, Адели Федоровны Ташейт в Лахте (в советское время дача принадлежала совхозу «Оборона») и Георга Егоровича Месмахера в Парголово. Последний дом, построенный знаменитым братом Георга архитектором Максимилианом Месмахером, с 1948 года находился во владении ВНИИТВЧ им. В.П. Вологдина, в 2020-м его купил частный владелец, сообщает Анна Короб, а дальнейшие новости о том, как продолжается процесс разрушения объекта культурного наследия, можно почерпнуть из интернета. Впрочем, исторические дачи Ленобласти заслуживают отдельной книги, кроме тех, что уже написаны, да и вообще таких альбомов, как «Неизвестные окрестности Петербурга», наверное, можно выпустить еще не один — то, что собрано в данном небольшом издании, представляется лишь верхушкой айсберга.

Одна из самых известных достопримечательностей в книге — усадьба Гостилицы, поменявшая за свою историю множество замечательных хозяев, созданная генералом-фельдмаршалом Христофором Антоновичем Минихом на пожалованной ему в 1721 году Петром I мызе с участком площадью 19 566 га. После участия в заговоре против Бирона и последовавшей за этим ссылки Миниха в Сибирь императрица Елизавета Петровна подарила Гостилицы своему любимцу, бравому казаку Разумовскому, который продолжил развитие усадьбы как прекрасного пространства для праздников с иллюминацией: «Именно при правлении Елизаветы Петровны искусство фейерверков вышло на новый уровень, а в результате многочисленных опытов изобрели новые цвета огненных рисунков, хотя сама императрица не очень любила подобные представления. В XVIII веке фейерверки и иллюминации были не просто пиротехникой, а отдельным видом искусства, синтезом портретной и театральной живописи, скульптуры, архитектуры, литературы и музыки. Появились необычные театральные представления с подвижными фигурами, в небе разыгрывались целые сюжеты, но весь этот синтез существовал лишь миг, измерявшийся продолжительностью самого фейерверка». Архитектурные шедевры в книге Анны Короб тоже выглядят своего рода каменными фейерверками, чье недолгое блестящее существование представляется в масштабе истории, увы, довольно кратким мигом.

Прямой эфир