Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Метки и скрепы

Худрук Нового театра Эдуард Бояков — о том, почему расцветает патриотическая поэзия, тормозит драматургия и обновляется классика
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Наша русская поэзия спаслась благодаря Донбассу. И началась она не 24 февраля 2022 года — тогда о ней узнали повсеместно, а после 2014-го, с потрясающего сборника Захара Прилепина «Я — израненная земля». Стихи крупнейших современных поэтов — Олеси Николаевой, Юрия Кублановского, Светланы Кековой — соседствовали там с высказываниями новых авторов, которых захватили донбасские события.

Ваш покорный слуга еще до того, как случился нынешний поэтический бум, делал и во МХАТе, и в Донецке спектакли со стихами Семена Пегова, Анны Долгаревой, Анны Ревякиной, Марии Ватутиной. В Театре мюзикла мы играли спектакль «Бессмертные строки», где наряду с военной классикой — Александром Твардовским, Ольгой Берггольц — звучали произведения Влада Маленко, Игоря Караулова.

С патриотической драматургией такого рывка не произошло по простой причине. Поэт выходит к читателю один на один. Если он достоин, то всегда найдет свою аудиторию. Может творить в деревне, поселке, тундре, городе, многоэтажке, в «Сити», в небоскребе — где угодно. А драматургу нужны театр, урбанистическое городское искусство, универсальное, сложное.

Театр — это метрополия, при всем моем уважении к театрам небольших городов. Если говорить о драме, то это Москва, Петербург, крупные областные центры — развитая инфраструктура. Но эти игроки не заинтересованы в патриотических спектаклях по разным причинам.

Мы в Новом театре очень хотели бы поставить пьесу о Донбассе, о сегодняшних событиях. Другое дело, что надо искать материал. Надо его создавать. И здесь очень велика опасность отрицательной селекции, я бы так это назвал.

Что происходит сейчас?

Зачищается театральная территория. Происходят назначения. Многие из тех, кто осваивал наше драматургическое пространство, оказались на противоположном берегу, стали моими идеологическими и жизненными оппонентами. Но противника надо уважать. Надо понимать, что его сила заключалась в профессионализме, в мастерстве и новую драматургию тоже должны создавать мастера.

Из ничего не появятся ни авторы, ни пьесы. Патриотическое, искреннее русское высказывание должно быть поддержано в рамках государственной культурной политики. Иначе все прекрасные документы о защите традиционных ценностей останутся нереализованными. На новую драматургию необходим государственный заказ, ей нужны государственная поддержка и в первую очередь то, что называется институтом репутации: лаборатории, конкурсы, премии. Сейчас этого нет.

Эти институции — фундамент для создания хорошей пьесы, хорошего спектакля. Потом постановки могут идти на сценах крупнейших театров и фестивалей, но вначале должны родиться в условиях театрального эксперимента. Так, например, было в начале 2000-х в театре «Практика», которым я руководил. Он был малюсеньким, на 100 мест, но тем менее работал очень эффективно.

Без комплексной поддержки велика опасность того, что на освободившееся место придут люди, для которых главным будет не творчество, а конъюнктура, ориентация на «чего изволите», на некие условные «патриотические» метки по принципу: «А, про Донбасс... Ну, давайте попробуем что-то про Донбасс». Если за современную патриотическую поэзию я спокоен и легко могу сказать, что она состоялась, то в отношении драматургии вопросов много.

Что касается Нового театра, то наши премьеры — тоже своего рода эксперименты, связанные с драматургией. На днях мы выпустили «Государев венец», постановку про царственных страстотерпцев. В поэтическом спектакле о последних днях жизни венценосной семьи Романовых совмещаются события 100-летней давности и живой диалог со зрителями: его здесь и сейчас ведет протоиерей Артемий Владимиров. Он прекрасный поэт, автор десятка поэтических книг. То, что он и драматург Лариса Бравицкая говорят об императоре и его семье, — очень значительно.

В начале июня Новый театр покажет свой первый большой спектакль на классической сцене. С режиссером Валентином Клементьевым и завлитом Екатериной Кретовой мы сделали авторскую редакцию «Скупого» Мольера. Спектакль будет о конфликте поколений и о том, какую роль играют в нем деньги.

«Скупой» — развитие нашего сотрудничества с народным артистом России Леонидом Якубовичем, который в свое время замечательно сыграл в «Лавре» и, надеюсь, осенью сыграет в «Лубянском гримере». На этот раз мы работаем с Якубовичем не только как с актером, но и как с автором.

Оказалось, что он человек с недюжинными литературными способностями. Помните, в советской эстраде был жанр сатирической миниатюры-монолога? Якубович владеет им просто блестяще. Хазанов, Винокур, Райкин в советское время читали его сочинения.

Этот литературно-театральный ген Якубович не просто сохранил, а удивительным образом развил, написав для спектакля несколько монологов своего героя, ростовщика Гарпагона. У этого скупердяя, сквалыги и жадины тем не менее есть собственные этика и правда.

Мы словно выскакиваем из истории и фокусируемся на отдельном персонаже, на его глубинной психологии. И произойдет это благодаря авторским монологам Гарпагона-Якубовича — о вере, о детях, о жизни. Современный театр должен, по-моему, рождаться именно так — из диалога поколений и жанров, нового, экспериментального и вечного, классического.

Автор — художественный руководитель Нового театра, режиссер, продюсер

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир