Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Мир
В США сообщили о предварительных консультациях с Украиной до пуска «Орешника»
Мир
Захарова указала на неудачу Запада в попытке задушить РФ санкциями
Политика
Пушилин назвал пуск БРСД «Орешник» адекватным ответом на агрессию против РФ
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Мир
В США не признали ответственность за эскалацию украинского конфликта
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
В Пентагоне подтвердили получение данных от России о планах испытать «Орешник»
Мир
Военный эксперт объяснил нанесение удара по заводу «Южмаш»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Переплевывать то, что кем-то уже снято, — дело неблагодарное, убежден Сергей Маковецкий. Он придает особое значение деталям костюма, обижается, когда режиссеры снимают его сцены с первого дубля, и однажды чуть не подрался с депутатом в аэропорту. Об этом и не только народный артист России рассказал в интервью «Известиям» перед выходом сериала «Операция «Неман» на РЕН ТВ. Премьера фильма — в эфире канала 7 мая в 19:00.

«Ведь это приятно — создать живого человека, совсем из ничего»

— В СССР не было человека, который не знал романа Богомолова «Момент истины». Сейчас мало книги читают. Когда вы прочли этот роман, кто был вашим любимым героем?

— Нет, у меня не было любимого героя. Я просто с удовольствием прочитал этот роман, который мне посоветовали прочитать.

— Педагоги?

— Нет, нет. Друзья. Сказали: «Сережа, этот прекрасный военный детектив надо прочитать. Помню, получил огромное удовольствие. У меня сердце стучало. Лихо написано, лихо закрученная история. Я думал: ну неужели, неужели не случится? Неужели не расшифруют? Кто это? Но так, чтобы у меня сразу возник какой-то любимый герой, — такого не было. Это было общее прекрасное впечатление.

— Вы когда-то помышляли, что можете сняться в фильме по роману Богомолова?

— Ну, вы знаете, если бы это был всего один роман в моей жизни, я бы, наверное, с ним носился, как дурень с торбой. А поскольку было много романов в моей жизни… как я сейчас красиво сказал — много романов в моей жизни! То, фантазии о том, что я когда-то это буду играть, тоже не было.

У меня никогда не было такого, — может, это и не очень хорошо, — чтобы вдруг что-то бы мне очень захотелось сыграть. Не потому, что я плыву как щепка. Нет. У всех студентов театральных вузов, когда их спрашивают — а кого бы вы хотели сыграть, есть готовый ответ — Гамлета, Чацкого и Лира. Почему-то молодым кажется, что это так просто. И поэтому на первых самостоятельных работах по пять Гамлетов, пять Лиров.

На съемках сериала «Операция «Неман»

На съемках сериала «Операция «Неман»

Фото: РЕН ТВ

— А вы на кого замахивались?

— У меня было то же самое. Несмотря на свою курносость. У меня есть любимая фраза Чехова: «Ну, почему Гамлет не мог быть рыжим?» Нет, я никогда не был рыжим. Но я всё время думал: «Блин, ну, какой ты Гамлет, со своим курносым носом?» Нам, студентам, особенно первого-второго курса, казалось, что мы гении, все без исключения. Поэтому мы так разбрасывались этими героями. Подумаешь, Гамлет. Подумаешь, Лира сыграть. Проходит много-много лет, и ты понимаешь, как сложно приступить к этой роли.

— Когда вам предложили роль в «Операции «Неман», вы уже представляли, кого можете сыграть?

Мне сразу сказали, кого хотят предложить. И мне это сразу понравилось. Потому что не было груза прежде сыгранного. Если бы это был персонаж, который уже кто-то один раз сыграл, второй раз сыграл, знаете, сразу начинаешь как-то в себе выворачивать мозги, а как его по-другому прочитать?

Когда мне предложили сыграть персонажа в «Операции «Неман», я понял, что никакого груза ответственности у меня нет. Поэтому он может быть любой.

— Вам пришлось создавать героя — каким бы он мог быть?

— Наверняка другой актер скажет: я его сделал бы по-другому. Более жестоким или менее жестоким. Это будет его право, если кто-то захочет опять экранизировать Богомолова, — пожалуйста. Но мне даже понравилось, что такая возникла идея, оживить этого персонажа, о котором просто говорят в романе: есть некий человек… Не будем открывать карты.

Как в том анекдоте. Капельдинер проводил зрителей в кинозал и ожидает какой-то благодарности. А те уже начали смотреть кино. Он, покашливая, ожидает все-таки благодарности. Но те не замечают его. Тогда, уходя, он говорит: «Приятного просмотра. Убийца — Ален Делон». Так он им отомстил. И как теперь смотреть детектив, зная, кто преступник?

Было очень приятно, что мне дают персонажа, которого в романе нет. Автор не предполагал, что его можно оживить. И на моем месте мог быть любой исполнитель, но поскольку меня знают продюсер Андрей Тартаков, мой однокурсник, вместе заканчивали Щукинское училище, и режиссер Сережа Виноградов, которого я очень люблю, с которым мы много работали в театре, поэтому, думаю: черт возьми, а ведь это хорошо! Ведь это приятно — создать просто живого человека, совсем из ничего.

съемки сериала операция Неман

Кадр из сериала «Операция «Неман»

Фото: РЕН ТВ

«Не буду кокетничать, деньги никто не отменял»

— По роману Богомолова «Момент истины» был снят фильм «В августе 44-го». Вам не хотелось, чтобы сериал переплюнул картину?

Переплевывать — это самое неблагодарное дело. И не надо этим заниматься. Потому, что можно перестараться. Михаил Пташук снял прекрасное кино с Женей Мироновым, Сашей Балуевым, Юрой Колокольниковым, Алексеем Петренко. Но это был полный метр. У нас — сериал.

— Вы очень внимательны не только к своим персонажам, но и к деталям в костюме. Для вас одна пуговица может сыграть значительную роль?

— Действительно, одна пуговица может играть невероятную роль. Деталь может показать уровень человека, рассказать, кто он на самом деле. Никита Сергеевич Михалков рассказал мне про одну деталь, которую он увидел на спектакле у гениального Николая Гриценко.

— Гриценко, так же как вы, служил в Театре Вахтангова.

— Да, Николай Олимпиевич вышел на сцену, вытащил платок, но предварительно он перед спектаклем промазал его клеем. И вот достав его, Гриценко стал раздирать платок от ссохшегося клея. И по одной этой детали, говорящей о несвежести этого предмета туалета, сразу понятен уровень «интеллигентности» этого дяди.

Для меня была важна не деталь, а вместе с авторами найти мотивировку поступка героя. Почему он так поступает. Я люблю перед съемками встречаться с режиссером и с автором сценария, чтобы можно было обговорить всё.

— А переписать вы любите?

— Ну если мне покажется, что героя растягивают на восемь серий, говорю: «Для чего тогда его растягивать, если его поступки уже закончились? А дальше что? Ребята, что мне играть? Ходить, смотреть, думать? Мне это не интересно.

— Другие бы сказали: «О, восемь серий, отлично. Денег заработаю».

— Вы знаете, я не буду кокетничать, деньги никто не отменял. Это моя профессия. Я зарабатываю своим трудом. Но мне хочется помимо денег получать удовольствие от работы. Поверьте.

Потому что, если я пойду на компромисс, а такое было несколько раз, — чем я занимаюсь? Я переписываю то, что невозможно произнести. Или, бывало так, в сериале «Трасса смерти» я играл следователя. На съемках мне всё время давали оружие. Это глупость несусветная. Оружие следователя — не пистолет, а блокнот и карандаши. Даже не ручка. Потому что она может замерзнуть. И хороший следователь иногда может закрыть глаза на то, что улики или признание было получено не совсем законным путем. Вредный следователь скажет: «Я прекрасно знаю, как вы добились этого признания. Поэтому к делу я подшивать их не буду». На него злятся, его ненавидят. Но он принципиальный.

Кадр из сериала «Трасса смерти»

Кадр из сериала «Трасса смерти»

Фото: PR НТВ

А помните, в прекрасном фильме Говорухина «Место встречи изменить нельзя» сцену, где Жеглов подбросил Кирпичу кошелек, чтобы поймать карманника с поличным. И вот Шарапов Жеглову говорит, что это незаконно. А тот предлагает вернуть кошелек и извиниться перед Кирпичом. Если бы не обман — он бы сейчас сидел в «малине». Вот вы чью позицию тут разделяете?

— Хотелось бы сказать позицию закона. Шарапова.

— Хотелось бы так сказать. Но по жизни — столько вокруг подлецов. И тем не менее думаешь: один раз закрыл глаза и поступил некрасиво, второй раз, третий раз... Дальше это входит в привычку.

Закон, если это закон, должен быть для всех. А если для нас с вами закон, а для наших депутатов его нет, то возникает вопрос: а как это возможно?

Вот вам пример. Приняли закон о борьбе с курением. Я курящий человек. В аэропорту нельзя. Или надо было уходить очень далеко. Потом появились «будки собачьи», где мы все стояли. Вскоре их закрыли. А однажды улетал я с театром из Петербурга в Москву. Меня пропустили через VIP-зал. Думаю, очень удобно. Нет этих бесконечных кордонов, можно спокойно выходить покурить. Пошел к двери, говорю милиционеру: «Позвольте, я выйду покурить?» А он: «Зачем? Можно и здесь». Я взял чашку кофе. Сижу, курю. Напротив — депутаты, розовощекие такие и тоже курят. Я говорю: «Как это понимать, господа депутаты? Вы же приняли закон. Вот сейчас возьму и сниму вас».

— Да вы хулиган.

— Я бы не сделал этого. Но держал телефон и говорил: «Вот сейчас сниму, как депутаты исполняют свои законы. Значит, получается, тебе можно курить на территории аэропорта, а мне нельзя. Мне надо уходить черт-те куда?»

— И чем всё закончилось?

Чуть не подрались.

— Да вы бы могли быть народным избранником, наверное.

Не мог бы я быть народным избранником, не люблю все эти игры. Я просто собака, по году.

— А-а-а, по году.

— По году собака (улыбается). А вы думали?

— Я думала, сейчас будет приступ самокритики.

— Нет, слава Богу. По году я собака, поэтому всегда за справедливость. Мне было удобно с чашкой кофе курить в VIP-зале. Но стало обидно. Что нам, курящим людям, нельзя, а им, этим розовощеким, можно. И летают они через эти VIP-залы бесплатно. Сидит такой хозяин жизни в мягком кресле. А их люди избрали на очень тяжелую работу. И для них это становится образом жизни. Это большая ошибка.

Не будем эту тему развивать. Потому что у меня сразу портится настроение.

Актер Сергей Маковецкий на съемочной площадке фильма режиссера Евгения Шелякина «ЧБ» 

Актер Сергей Маковецкий на съемочной площадке фильма режиссера Евгения Шелякина «ЧБ»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

«Режиссура — это невероятный эгоизм»

— А вы можете отстаивать свою точку зрения на съемочной площадке? Вы спорите с режиссерами?

Я очень люблю режиссеров, которые тебя слышат, которые тебе доверяют. Я вижу: он просит от меня именно этого проявления в кадре. Я могу быть согласен. Потому что это его картина. Лишать режиссера права это сделать — некрасиво и непрофессионально. Когда актеры начинают спорить, мне кажется, ну тогда будь дома или снимай свое кино. Режиссура — это невероятный эгоизм. Я хочу сделать это кино так, как я его ощущаю.

— А вы осуждаете человека за эгоизм?

— Почему? Нет. Я абсолютно даю ему право. Слава тебе Господи, за всю мою историю не было такого упертого режиссера. Я люблю, когда есть время перед съемками обсудить материал, немного его размять, почитать по ролям.

На съемках сериала «Операция «Неман»

На съемках сериала «Операция «Неман»

Фото: РЕН ТВ

— Чем вам запомнились съемки «Немана»?

Тем, что мне было очень комфортно. Я даже обижался, когда Сережа Виноградов снимал всё одним дублем. Он говорил: «А зачем второй, если всё у тебя прекрасно получилось? Сережечка, всё замечательно, достаточно». Я думаю: «Ну да, от добра добра не ищут. Конечно, другим ты позволяешь банковать, а мне с одного дубля». — «Ну ты так работаешь, с одного дубля». Хотя я, как правило, очень люблю несколько. Во-первых, чтобы был выбор у режиссера. Это, знаете, как бывает: «Стоп! Снято». И у артиста — «белый лист». А у меня оно всё равно продолжается, прокручивается. Почему нужно играть до конца? Оператор прекрасно это знает. Потому что режиссер говорит: «Стоп!», а камера продолжает работать. И нужно доснимать, потому что после «Стоп!» у актера уходит волнение. И в этот момент могут возникнуть самые дорогие вещи.

— А вы до сих пор волнуетесь?

— Волнуюсь. Всё равно, какой бы у тебя ни был опыт, — волнение есть. Поверьте. «Мотор!» — и адреналин зашкаливает. Иногда он такой мощности, что пересыхает во рту.

«Если кто-то не понимает «Праведника», значит, у него вместо души — цемент»

— Недавно на экран вышел фильм Сергея Урсуляка «Праведник». Реальная история подвига русского партизана Николая Киселева, который вывел евреев через линию фронта в 1942 году. За что получил почетное звание «Праведник народов мира».

Он спас более 200 человек. Это грандиозная история. Когда я прочитал сценарий, подумал: какой же Гена Островский талантливый сценарист. Как он придумал такую историю. И вдруг узнаю, что это реальная история, так было на самом деле. Из белорусских лесов вывести и спасти такое количество людей… Тут двоих спасаешь — уже можно надеяться, что на тебя чуть по-другому посмотрят на божьем суде. А здесь две сотни!

Кадр из фильма «Праведник»

Кадр из фильма «Праведник»

Фото: Централ Партнершип

Мне очень понравилось, как Саша Яценко, сыгравший Киселева, и Сережа Урсуляк нашли абсолютно доверительную интонацию повествования, без всякого патриотического крика и кликушества. Я абсолютно верил, что Саша играл бухгалтера, что пошел на фронт, стал лейтенантом не по своей воле, а потому что Родину надо защищать. Его человеческая боль и поступок меня поразили.

— В фильме есть страшный эпизод, где родители решают, кто из детей останется в живых. Вас этот сценарный поворот не смутил?

Когда я читал сценарий, у меня всё клокотало внутри. Страшный выбор, когда мама и папа смотрят на своих спящих детей и пытаются решить, кого из них они отправят за линию фронта, кому остаться в живых. Не знаю, как бы я поступил на их месте. Вот сейчас вспоминаю, и у меня дрожь по телу. Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации. Остаться равнодушным к этому невозможно. Надо быть просто бессердечным.

Кадр из фильма «Праведник»

Кадр из фильма «Праведник»

Фото: Централ Партнершип

Я хочу, чтобы люди посмотрели это кино. Скажу вам честно, никогда никого я не агитирую и не собираюсь этого делать. Человек так устроен: чем больше на него налезают, тем больше он сопротивляется. Если кто-то не понимает «Праведника», значит, у него вместо души — цемент.

Также я очень бы хотел, чтобы зритель остался неравнодушен и к сериалу «Операция «Неман»». Такие настоящие фильмы надо смотреть, чтобы по-прежнему оставаться человеком.

Читайте также
Прямой эфир