Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Я и робот: AI размышляет о любви, маньяк — о творчестве

Литературные новинки месяца
0
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Маньяк пишет книгу, робот отвечает на вечные вопросы, а британская писательница полемизирует со Львом Толстым. Среди литературных новинок месяца — тексты на любой вкус. «Известия» советуют, на какие из них обратить внимание в первую очередь.

Чувство. Тетради

Вацлав Нижинский

Имя Вацлава Нижинского прочно связано с дягилевскими «Русскими сезонами», и хотя о нем говорят в первую очередь как о гениальном танцовщике, исполнителе партий Петрушки, Призрака Розы, Нарцисса в одноименных постановках, не менее важна его работа в качестве хореографа. Три его главных творения — «Весна священная» Стравинского, «Послеполуденный отдых фавна» и «Игры» Дебюсси — изменили историю мирового балета, обогатили язык пластики новой «лексикой». Увы, сам Нижинский царил на сцене совсем недолго. Виной тому прежде всего душевная болезнь. С 1919 года и до конца жизни (а умер он в 1950-м) он лечился в психиатрических клиниках и не вел никакой публичной деятельности.

Одним из последних его произведений стала литературная работа — «Чувство». Несколько тетрадей Нижинский заполняет дневниковыми и мемуарными текстами, в которых, с одной стороны, много ценных сведений и ярких характеристик его великих соратников, а с другой — пугающая хроника распада сознания. Нижинский пишет, то ли как ребенок, то ли как юродивый. И стилистическое несовершенство (особенно бесконечное, нарциссическое «я») обжигает своей искренностью. «Россия — мать моя. Я люблю мою мать. Моя мать живет в России. Она полячка, но у нее разговор русский. Она питалась в России. Я питался хлебом русским и щами. Я люблю щи без мяса. Я Толстой, ибо я его люблю. Я хочу любви к моей России».

Первоначально «Чувство» вышло на французском — в крайне несовершенном переводе и искажающей авторский замысел редакции. В 1990-х в нашей стране было подготовлено новое издание — на языке оригинала. Книга, впрочем, давно стала библиографической редкостью. Так что свежее переиздание можно только приветствовать.

До февраля

Шамиль Идиатуллин

Триллер про маньяка — в общем-то банальность. Триллер про маньяка-писателя, который описал свои убийства (рукопись, разумеется, совершенно случайно обнаруживает хорошая девочка), — банальность вдвойне. Однако в новом романе дважды лауреата премии «Большая книга» Шамиля Идиатуллина банальность — сознательный художественный прием. Действие разворачивается в провинциальном городке, где волею околополитических сил, играющих в свои игры, возрождается советский литературный журнал «Пламя». Разумеется, его редакторы сталкиваются со специфическими региональными особенностями работы СМИ (на самом деле, тоже банальными донельзя), и с графоманами всех мастей, и, наконец, с обстоятельствами самой жизни, где всё избито, обыденно и слишком привычно. Не считая разве что череды убийств. Хотя…

Нет, «До февраля» — не чернуха. Напротив, создаваемый автором мир по-своему обаятелен — прежде всего за счет тонкого, подчас едва заметного юмора. И название не должно вызывать лишние ассоциации и подозрения; оно как раз предельно честно указывает, что все описанные события связаны еще с той эпохой, теми реалиями. Но сегодня, в 2023 году, этот привет из недалекого прошлого воспринимается уже иначе, нежели, вероятно, планировал сам автор. В этом сила и одновременно слабость текста Идиатуллина.

Брак по любви

Моника Али

Роман британской писательницы Моники Али «Брак по любви» вышел на английском чуть больше года назад и сразу получил высокую оценку — стал бестселлером и уже ждет экранизация. Теперь произведение доступно и российским читателям. Остаться незамеченной среди прочих на полке книге будет сложно еще и благодаря разноцветному обрезу — по мнению издательства, такому же яркому, как жизнь.

События разворачиваются в Лондоне. В центре сюжета — Ясмин и Джо. Они строят карьеру в медицине и готовятся к свадьбе. Правда, влюбленные совсем из разных миров. Ясмин выросла в консервативной семье индийских эмигрантов, а мать Джо — известная писательница и ярая феминистка. Знакомство родителей приводит к столкновению двух культур и становится испытанием для главной героини, которая будто стесняется своей матери — ее не самого удачного наряда, горы контейнеров с едой, с которыми та отправляется знакомиться. А за ужином взрослые и вовсе, не особо интересуясь мнением молодых, решают, что неплохо было бы провести исламскую церемонию бракосочетания. И это только начало.

Автор поднимает проблемы расизма, свободы женщин в современном обществе, зависимости, а еще пытается осмыслить — все ли счастливые семьи счастливы одинаково. Произведение отчасти вдохновлено творчеством Льва Толстого, поклонницей которого является Али. Но спорит ли с его тезисом Моника или подтверждает — оставим загадкой.

Что делает нас людьми?

Иэн С. Томас, Жасмин Ван, GPT-3

В фильме Дени Вильнева «Прибытие» инопланетяне прибыли на Землю и вынудили людей научиться их языку — но только для того, чтобы люди стали лучше понимать друг друга и смогли решить свои противоречия. В основе этого языка были круги из клякс. Именно их — случайно или нет — использовали издатели для иллюстрации книги «Что делает нас людьми?», написанной при участии искусственного интеллекта GPT-3. И если это совпадение, оно символично: читать этот труд имеет смысл не столько для того, чтобы «узнать в лицо» робота, сколько чтобы разобраться в нас самих.

GPT-3 — искусственный интеллект для обработки естественного языка, созданный OpenAI, компанией, занимающейся разработкой технологий на основе машинного обучения. Соучредителем OpenAI был Илон Маск, а сейчас компанию возглавляет Сэм Олтмен — бывший руководитель Y Combinator, крупнейшего бизнес-инкубатора Кремниевой долины.

«Живые» авторы издания — Иэн С. Томас и Жасмин Ван — скормили GPT-3 труды самых разных философов и мыслителей, после чего в несколько заходов «интервьюировали» AI. В итоге получился сборник афоризмов, которые вполне могут вытеснить в статусах соцсетей изречения реальных людей. Но главное — позволяют увидеть, как робот работает с человеческим же багажом. Честно говоря, порой у него есть чему поучиться.

Прямой эфир