Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о переговорах США и Китая по саммиту Трампа и Си Цзиньпина в июне
Мир
Столкнувшийся с танкером контейнеровоз в Северном море перевозил цианид натрия
Мир
Лавров обсудит безопасность журналистов на переговорах с генсеком ОБСЕ
Мир
Маск заявил о крупной кибератаке на соцсеть Х
Мир
С двух столкнувшихся в Северном море судов спасли всех 37 моряков
Экономика
В ЦБ сообщили о возможных лимитах на ипотеку и автокредиты
Мир
Глава МИД Дании заявил о готовности отправить на Украину миротворцев
Экономика
Каждая вторая компания МСП хочет отказаться от инвестиций в 2025 году
Мир
СМИ сообщили об отказе Азербайджана в экстрадиции экс-судьи Хахалевой
Общество
Регионам выделят допфинансирование на закупку лекарств для «редких» пациентов
Мир
Рубио заявил о необходимости уступок Киевом при любом мирном соглашении
Мир
Захарова обвинила Макрона в клевете после его слов о транзите газа в Молдавию
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Воронежской областью
Мир
Парагвай хочет нарастить экспорт мяса в Россию
Мир
СМИ сообщили о планах США добиться от Украины согласия на частичное перемирие
Мир
В Онтарио повысили цену на электроэнергию для трех американских штатов
Общество
В Тюмени пенсионер перевел мошенникам 22 млн рублей

Между пакетами

Замдекана факультета международных отношений МГИМО Екатерина Арапова — о попытках ЕС сохранить политическое лицо на фоне исчерпания санкционного механизма
36
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что антироссийская санкционная реальность — это надолго, а «юбилейный» 10-й пакет — далеко не последний. Желание сохранить политическое лицо, стремление ЕС продемонстрировать консолидированность антироссийского курса и синхронность действий с США и иными западными союзниками не ослабевают.

Однако не менее очевидно и то, что пространство для введения новых ограничений сужается, а достигать консенсуса становится всё сложнее. Согласование санкций уже минимум полгода фактически имеет двухуровневую структуру: в силу различий национальных интересов и разнородности экономической зависимости от российского рынка внутри ЕС обсуждать приходится не только отраслевое наполнение каждого следующего пакета, но и возможные механизмы изъятий из него, послабления и переходные периоды, распространяющиеся на отдельных наиболее чувствительных европейских игроков. А это требует значительно больше политических усилий и экономической проработанности и, соответственно, затягивает принятие консолидированных санкционных решений.

Что же может представлять собой следующий пакет антироссийских мер?

Определенные направления санкционной эскалации в резерве у ЕС сохраняются: уже не первый месяц прорабатывается вопрос введения «алмазных» мер, теоретически сохраняется потенциал «атомных» рестрикций, есть ресурс воздействия на торговлю металлами, в том числе редкоземельными. Однако всё это области, которые в силу столкновения разных групп интересов и сфер влияния согласовать внутри Европейского союза весьма непросто.

«Алмазные» санкции вряд ли составят основу 11-го пакета. Бельгия уже не первый месяц блокирует их введение, поскольку в этой стране находится одна из крупнейших мировых алмазных бирж. Куда более вероятно, что «алмазные» ограничения станут ядром санкционной консолидации государств большой семерки, поскольку G7 включает основных бенефициаров алмазного пакета, в первую очередь США и Канаду. Тем не менее по очередности «алмазные» санкции — это следующее направление количественного расширения ограничений и их введение весьма вероятно в рамках 12-го пакета ЕС.

С «атомными» санкциями ситуация еще сложнее. Минимум два члена Евросоюза — Венгрия и Франция — критически зависят от атомной энергетики и заинтересованы в реализации долгосрочных контрактов с «Росатомом» (по строительству АЭС, закупке урана и отправке в Россию отработанного ядерного топлива). Ожидается, что они будут блокировать принятие рестрикций в этой сфере и достижение консенсуса, даже с учетом оговорок и изъятий, окажется невозможным.

Гипотетически есть вероятность введения мер против российских железных руд. Налицо предвестники этих ограничений: в декабре ЕС запретил инвестиции в российские шахты и рудники, Алишер Усманов находится под персональными санкциями ЕС, США ввели санкции против «Металлоинвеста» и USM. Однако вряд ли это может найти отражение в ближайшем пакете. Зависимость отдельных стран Европы (в первую очередь Бельгии и Италии) от российских черных металлов столь высока, что даже с учетом роста внутриевропейской торговли и закупок у Китая и Тайваня ущерб от ограничений российских поставок будет блокировать их включение в новый пакет.

Не стоит недооценивать и вероятность санкций в отношении транзита отдельных категорий товаров (по всей видимости, высокотехнологичных), о которых недавно писало Bloomberg. Хотя опять же торопиться с принятием этих мер ЕС не будет, поскольку такое ограничение ударит не только по РФ, но и по торгово-экономическим отношениям Европы с КНР. В последний год объемы транзита через Россию падали из-за переориентации поставщиков с прямого железнодорожного сообщения на океанские перевозки deep sea и использование альтернативных мультимодальных маршрутов в обход РФ (например, Среднего коридора через Казахстан и порты Каспийского и Черного морей). Однако у альтернативных маршрутов есть объективные инфраструктурные ограничения, в связи с чем они могут оказаться не готовы к обработке большого грузопотока в случае блокировки российского транзита.

Итого в сухом остатке: к количественному расширению мер сегодня ЕС не готов. Чтобы сохранить видимость санкционной эскалации, он будет вынужден задействовать имеющийся ресурс крайне дозированно и прибегать к так называемым пакетам-филлерам, то есть промежуточным пакетам между расширением ограничительных мер. Есть ощущение, что 11-й санкционный пакет окажется именно таким.

Его системообразующим ядром станут работа по повышению эффективности ранее введенных ограничений, контроль за исполнением уже введенных режимов. В рамках нового пакета неизбежно расширение списка заблокированных лиц (в том числе судов и российских танкеров), номенклатуры товаров двойного назначения в рамках экспортного контроля. Определенно будет продолжаться атака на российские научно-исследовательские институты, ставка делается на удар по научному потенциалу страны.

Вслед за США ЕС будет уверенно двигаться по пути расширения практики санкционного принуждения и правового оформления механизмов вторичных мер. Будет усиливаться работа, связанная с обменом информацией и синхронизацией ответственности ЕС и США за обход ограничений. Европа может пойти по пути формирования черных списков компаний, под основным прицелом окажутся IT-сектор, транспортные структуры, торговые сети и финансовый сектор. Совместно блок инициаторов рестрикций будет работать над усилением давления на Турцию, Индию, Китай, ОАЭ и страны постсоветского пространства.

Автор — директор Центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований, заместитель декана факультета международных отношений МГИМО МИД России, эксперт клуба «Валдай»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением