Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мировые цены на литий за последние несколько лет поднялись втрое, причем в определенный момент рост был десятикратным. Причина — бурный рост спроса со стороны производителей батарей (в первую очередь автомобильных, но не только). Ряд стран, контролирующих значительную часть запасов лития, внезапно превратились из игроков сугубо нишевой индустрии в крупнейших производителей стратегического сырья. Особенно интересно, что наиболее высокая доходность в формирующейся литиевой индустрии находится именно на стадии добычи, что также роднит данный металл с нефтью. Россия сейчас добывает совсем немного лития, и его себестоимость высока, однако потенциал развития сектора в стране огромен, подсчитали эксперты «Выгон Консалтинг» в своем исследовании. К 2040 году экспортная выручка России от лития может достигнуть $20 млрд, что всего лишь в полтора раза меньше доходов от реализации природного газа. Подробнее — в материале «Известий».

Не поспеть за спросом

Стремительный рост спроса на литий привел к тому, что предложение хронически за ним не успевает. Только в прошлом году в мире было приобретено 10,5 млн электрокаров, а к 2040 году спрос на них, по оценке «Выгон Консалтинг», может увеличиться еще в семь раз, составив 79 млн штук. Для удовлетворения мирового спроса со стороны производителей аккумуляторов электромобилей и прочих потребителей к этому сроку, согласно вероятному сценарию, потребуется около 4,5 млн т эквивалента карбоната лития (LCE). В то же время при сохранении текущего уровня производства и планового ввода новых добывающих мощностей предложение составит 3,5 млн т. Таким образом, дисбаланс может составить миллион тонн.

производство аккумуляторов электромобилей
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Инвестиционный период проектов по добыче лития сопоставим с проектами нефтегазовой отрасли и составляет более 10 лет. Однако этот период может быть сокращен до 5–7 лет в случае реализации проекта на действующих нефтегазовых месторождениях с готовой инфраструктурой (эксплуатируемые скважины) и хорошей изученностью недр (при разведке на УВС сразу определяется наличие иных полезных компонентов, включая литий). Тем не менее для удовлетворения спроса на горизонте 2030–2040 годов планировать добычу и начинать инвестиционную деятельность надо уже сегодня, подчеркивают авторы исследования.

Около 60% ресурсов лития сосредоточено в странах «литиевого треугольника» Южной Америки (Аргентина, Чили и Боливия), а также в Австралии (9%) и Китае (8%). До начала 2023 года добыча лития в нашей стране не велась, а внутренний спрос покрывался за счет импорта в основном из Чили и Аргентины. Сейчас эти поставки остановлены из-за нарушения логистических цепочек, вызванных западными санкциями, что подстегнуло внутреннее производство. Хотя объем собственного потребления в России сравнительно невелик (9 тыс. т), сырье для него нужно уже сейчас. Предполагается, что к 2030 году добыча достигнет 63 тыс. т и полностью удовлетворит национальное потребление, оставив при этом и задел для экспорта. Но в мировых масштабах это будут не очень значительные цифры.

Добыча лития на шахте в пустыне Атакама в Чили

Добыча лития на шахте в пустыне Атакама в Чили

Фото: Getty Images/Anadolu Agency/Lucas Aguayo Araos

Природа лития

Литиевые соединения существуют в природе в двух видах: руды и рассолы. Сейчас развивается добыча руды на Колмозерском месторождении. Рудные доказанные запасы составляют около 6% от мировых. При этом 80% затрат производства этим способом приходится на обогащение и переработку руды.

Что же касается жидкого лития, то по состоянию на март 2023 года подсчет и постановка на баланс запасов лития в рассолах России не проводилась. Ресурсная литиевая база РФ преимущественно сосредоточена в Лено-Тунгусской нефтегазовой провинции. Также перспективные литиеносные зоны находятся в Урало-Поволжье и на Северном Кавказе. По расчетам авторов исследования, Россия обладает существенными ресурсами рассольного лития, равными 108 млн т LCE. Этот объем обеспечивает нашей стране первое место по ресурсам всех видов лития среди мировых литиеносных держав, выводя ее на уровень Аргентины и Боливии. Стоит отметить, что для рассольных проектов себестоимость ниже рудных или сопоставима с ними.

Согласно оптимистичному сценарию экспертов «Выгон Консалтинг», к 2040 году добыча лития в нашей стране с учетом рудных проектов может достичь 0,6 млн т LCE, или до 15% от возможного мирового спроса. Таким образом, Россия может покрыть более половины вероятного дефицита на мировом рынке лития.

Колмозерское месторождение

Колмозерское месторождение

Фото: Росатом

По оценке аналитиков, в России при комплексной добыче компонентов (лития и других минералов, например, брома, йода, марганца) из рассолов из ранее пробуренных нефтегазовых скважин себестоимость производства становится ниже или сопоставимой с ключевыми проектами в Южной Америке — $4–5 тыс. за тонну против $4,9–6,2 тыс. соответственно. Это делает российский литий конкурентоспособным на мировом рынке. Такие же условия (готовая нефтегазовая инфраструктура и комплексная добыча других минералов) обеспечивают снижение себестоимости российских рассольных проектов относительно зарубежных рудных. Инвестиционные расходы при таком способе добычи снижаются на 60%.

Цена тонны карбоната лития может через два десятилетия упасть почти в два раза по сравнению с текущими показателями, до $35 тыс. Однако даже в этом случае российские проекты по добыче лития останутся рентабельными. При этом ежегодная выручка наших производителей может составить в оптимистичном сценарии около $20 млрд, причем две трети будут приходиться на рассольный литий. В результате по экспортным доходам отечественная литиевая отрасль может занять пятое место, обойдя черные металлы, уголь и пшеницу.

Эксперты отмечают, что в условиях энергоперехода литий становится ключевым сырьем экономики будущего. Для масштабного развертывания литиевой добычи на нефтегазовых промыслах российским компаниям уже сейчас необходимо включать эту опцию в свои стратегии развития. Это во многом позволит им захеджировать риски, связанные с падением цен на нефть.

Прямой эфир