Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Происшествия
ВСУ атаковали беспилотником микроавтобус с мирными жителями в Херсонской области
Спорт
В забеге на пять км в Москве победила участница сборной России Петрова
Мир
В МАГАТЭ пообещали назвать виновника обстрелов ЗАЭС при наличии доказательств
Армия
ВС России отбили пять контратак штурмовых групп ВСУ в Харьковской области
Общество
В Москве скончался посол Гондураса Эльвир Сальгадо
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Bloomberg отметило проблемы с поиском работы у украинских беженцев в Великобритании
Общество
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса президента Украины Машовца
Мир
Ганц пригрозил подать в отставку при отсутствии плана по будущему Газы
Происшествия
В Кемерово задержали восьмерых участников конфликта со стрельбой на парковке
Мир
В подконтрольной Киеву части Херсонской области повреждена припортовая инфраструктура
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава японского МИДа намерен посетить Пекин 1 апреля, сообщили на этой неделе дипломатические источники в Токио. Если визит состоится, это станет первым за три года личным общением глав внешнеполитических ведомств Японии и КНР. Событие отчасти было ожидаемо — в ноябре в кулуарах саммита АТЭС в Бангкоке о таком визите договорились лидеры двух стран Фумио Кисида и Си Цзиньпин. Тогда, впрочем, речь шла о том, чтобы попытаться нормализовать отношения между двумя соседями. Сейчас же поездка будет носить преимущественно конфронтационный характер: в Пекине министр намерен добиваться освобождения из-под ареста гражданина Японии, а также не преминет высказать недовольство Токио частыми вторжениями китайцев в воды около спорных островов Сенкаку и учениями КНР и России вблизи его страны. Не добавит позитива и тайваньская тема.

По принципу взаимности

В далеком 1980 году 79% населения Японии относилось к Китаю позитивно. Четыре десятилетия спустя картина оказалась диаметрально противоположной: все последние годы, согласно данным ежегодных правительственных опросов, 85–90% японцев испытывали по отношению к Китаю негативные чувства. И уже к концу прошлого года 81% японцев воспринимал КНР как главную угрозу национальной безопасности — по этому показателю Поднебесная умудрилась опередить даже Северную Корею, на ракетно-ядерные вызовы со стороны которой в Токио традиционно списывали необходимость крепить оборону.

Впрочем, нелюбовь была взаимной. Большинство опросов китайских граждан относительно их отношения к Японии все последние годы также демонстрировали устойчивый рост негативизма в отношении соседа.

Корабли Китайской службы морского наблюдения и Береговой охраны Японии вблизи спорных островов Сэнкаку в Японии и Дяоюйдао в Восточно-Китайском море

Корабли Китайской службы морского наблюдения и Береговой охраны Японии вблизи спорных островов Сенкаку в Японии и Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, 2013 год

Фото: REUTERS/Kyodo

Во многом такой взаимной антипатии способствовали нерешенный территориальный спор между странами, отголоски японского колониального прошлого, которое китайцы частенько припоминали, хоть и менее громогласно, нежели южнокорейцы, а также рост военной мощи КНР и частые на этом фоне обвинения китайцев в милитаризации всего региона.

Немаловажным был и тот факт, что две страны оказались по разные сторонуы баррикад в отношениях с США: Япония — главный союзник Штатов в Азии, Китай же прочно утвердился в роли их основного соперника.

Но если в политике царила прохладца, то в торговле между Японией и Китаем всегда было достаточно «тепло». Японский бизнес, широко представленный в КНР, никогда не был заинтересован в разрыве связей со второй экономикой мира, вопреки подталкиванию к этому Штатами. Как сообщил недавно президент Японо-китайской экономической ассоциации Тадиси Идзава, около четверти японских компаний, торгующих с КНР, надеются расширить свой бизнес на китайском рынке, а 45% хотели бы как минимум сохранить свою текущую торговлю со второй экономикой мира. И лишь 5% заявили, что сократят свой бизнес в Китае.

порт
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Cfoto

На этом фоне в Японии не раз звучали мысли о необходимости как-то нормализовать политические отношения с соседом. Последней по времени попыткой такого рода стала встреча на ноябрьском форуме АТЭС в Бангкоке японского премьера Фумио Кисиды с председателем КНР Си Цзиньпином — первые очные переговоры лидеров двух стран за три года. Тогда они условились содействовать тесному двухстороннему взаимодействию на всех уровнях, включая проведение саммитов, для развития японо-китайских отношений. Частью тех договоренностей стало, в частности, решение направить в Пекин главу японского МИДа Есимасу Хаяси. Он должен был побывать в КНР уже в декабре, но тогда визит был перенесен китайской стороной (не исключено, что это было связано с произошедшей под занавес года сменой министра иностранных дел КНР с Ван И на Цинь Гана).

Без иллюзий

На этой неделе японские СМИ сообщили, что по приглашению Цинь Гана господин Хаяси посетит Пекин с двухдневным визитом 1 апреля, что станет первым случаем общения глав внешнеполитических ведомств двух стран с декабря 2019 года. Официальных объявлений пока не последовало, но журналисты уже уверенно определили повестку переговоров.

Так, одной из самых главных тем в ходе встречи с китайским визави станет вопрос об освобождении из-под ареста японского гражданина, работавшего на фармацевтическую компанию Astellas Pharma. Его заключили под стражу в начале марта по подозрению в шпионаже. Имя мужчины не обозначили, но где-то всплыло, что задержанный 20 лет проработал в Китае, ранее занимая должность высокопоставленного чиновника Японской торгово-промышленной палаты в КНР.

Astellas Pharma
Фото: Global Look Press/AFLO/Rodrigo Reyes Marin

С 2015 года по меньшей мере 16 граждан Японии, не считая последнего случая, были задержаны за их предполагаемую причастность к шпионской деятельности. Как затем сложилась их судьба, неизвестно, но история показывает, что с арестованными за шпионаж в Пекине расстаются неохотно. Прошлой осенью в КНР, также впервые за много дет, побывала глава МИД Австралии Пенни Вонг, постаравшаяся в ходе визита создать условия для освобождения из китайской тюрьмы двух граждан ее страны, обвиняемых в разглашении гостайны иностранному государству и шпионаже. Но воз, что называется, и ныне там.

Кроме того, Есимасу Хаяси намеревается высказать озабоченность Токио относительно активности КНР в Восточно-Китайском море недалеко от берегов Сенкаку. Токио давно контролирует эти острова, заявляя, что они — неотъемлемая часть территории Японии с точки зрения истории и международного права. Китай же, именующий острова Дяоюйдао, называет эти земли своими и считает себя вправе направлять к берегам корабли.

Малоприятными и не настраивающими на диалог обещают стать и другие темы, которые японский министр наверняка поднимет в Пекине. Так, японская пресса уверена, что на грядущих переговорах обязательно прозвучат озабоченность Токио совместными военными маневрами Китая и России вблизи Японии, а также вопрос Тайваня. Ожидается, что Хаяси отметит важность поддержания мира и стабильности по ту сторону Тайваньского пролива и обсудит план введения в действие горячей линии между японскими и китайскими оборонными ведомствами.

тайвань
Фото: Global Look Press/Wiktor Dabkowski

Если США то и дело намеренно наступают на главную китайскую «мозоль» — Тайвань — в рамках общего курса на подавление и противостояние КНР, то Япония в последние годы стала позволять себе критические замечания в адрес Пекина не по идеологическим причинам. На фоне эскалации вокруг острова, который КНР считает своим, в Токио стали расти опасения, что любой потенциальный конфликт неминуемо поставит под удар и японскую территорию. Знаком растущего алармизма японцев на сей счет были первые в история учения по эвакуации 100 тыс. жителей из нескольких городов на островах Сакисима в 360 км от Тайваня, которые прошли 18 марта.

По словам старшего научного сотрудника Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Константина Корнеева, подвижек в японо-китайских отношения ждать не стоит — стороны разве что выразят заинтересованность в сотрудничестве и ответственности за мирное развитие региона.

— Но и претензий открыто Хаяси тоже предъявлять не станет (заявления на этот счет больше нацелены на внутреннюю аудиторию), скорее, выразит обеспокоенность ситуацией вокруг Сенкаку и усилением взаимодействия России и Китая в стратегическом плане. Япония сейчас мало что может предложить КНР, прошли времена, когда японские инвестиции и технологии играли заметную роль в развитии Китая, так что повестка преимущественно политическая, — сказал эксперт «Известиям».

учения
Фото: ТАСС/Вадим Савицкий

В целом же, по его словам, оснований для внесения в программу переговоров каких-то серьезных вопросов, широко касающихся двусторонних отношений, в настоящий момент нет. И едва ли не главным результатом поездки Хаяси в Пекин может стать предварительное согласие китайской стороны предметно обсудить вопрос об освобождении японских граждан.

Прямой эфир