Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Британский эллинист Ричард Бакстон, обстоятельно исследовавший огромный корпус греческих мифов в фундаментальном труде 2004 года The Complete World of Greek Mythology (не переведенном на русский), для новой книги выбрал всего восемь сюжетов, наиболее «живучих» не только в литературе и искусстве разных эпох, но и в современном массовом сознании: «Сегодня трудно представить себе интеллектуальный спор, нравственную дилемму или политический кризис, которые не давали бы повода вспомнить тот или иной греческий миф». Критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий».

Вечные сюжеты для рекламы и поп-культуры

Греческая мифология, сформировавшая наше сознание / Ричард Бакстон ; пер. с англ. Ю. Агаповой. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 304 с.

Во введении под названием «Неисчерпаемый источник» автор констатирует чисто практическую незаменимость мифологического наследия в рекламной практике — благодаря древним грекам маркетологи могут не слишком ломать голову, придумывая звучные названия брендов: «Если бы океанский лайнер «Титаник», космическая программа «Аполлон», международная корпорация Amazon, бренд спортивной одежды Nike, производитель дезинфицирующих средств Ajax, шелковые шарфы Hermès и Heracles General Cement Company со штаб-квартирой в Афинах решили обойтись без имен своих мифических предтеч, кто знает, как бы они стали называться».

Вероятно, личный опыт британского историка не предполагал встречи с легендарным венгерским автобусом Ikarus, бороздившим советские автобаны. Но о двусмысленности и рискованности подобного нейминга (ввиду печальной судьбы слишком высоко взлетевшего Икара) Бакстон иронизирует в третьей главе «Дедал и Икар» применительно к одному греческому авиаперевозчику: «…едва ли авиакомпании закладывают фиаско в основу своей концепции, когда выбирают древнего человека с крыльями для своего логотипа, — так же как едва ли предвидела фиаско названная в честь Икара авиакомпания, предшественник Olympic Airways, которая обанкротилась вскоре после основания».

«Греческая мифология» исследует самые разнообразные отражения и преломления мифологических сюжетов — как в не самых знаменитых и удачных литературных и кинематографических опытах новейшего времени, так и в респектабельных, хрестоматийных произведениях вроде картины Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара».

Брейгель основывался на тексте «Метаморфоз» Овидия, где при падении Икара тоже присутствуют рыбак, пастух и пахарь. Но если в овидиевской интерпретации они испытывают изумление и потрясение, то в брейгелевском варианте занятые своими делами селяне полностью игнорируют трагический инцидент с незадачливым летуном, обозначенный в правом нижнем углу картины малоприметной деталью — ногами тонущего Икара: «Картина демонстрирует равнодушие мира, подчеркивая, что будничная жизнь идет своим чередом и отворачивается от вторгающегося в нее напряженного момента из экзотического мира мифов».

Жаль, что профессор Бристольского университета вряд ли знаком с наследием ленинградского творческого объединения «Митьки», а то стихотворение Дмитрия Шагина «Икарушка» (написанное в 1984 году под несомненным влиянием брейгелевского полотна) могло бы внести в бакстоновское исследование дополнительную эмоциональную и стилистическую краску: «А у Икарушки бедного, // Всеми братками забытого, // Одни только белые ножки торчат // Из холодной зеленой воды».

Тема ножек, вызывающих сострадание и печаль, получает интересное продолжение в главе о бедняге Эдипе, где Бакстон выводит за скобки традиционное фрейдистское толкование истории о человеке, по недоразумению убившего своего отца и женившегося на матери. Автора книги больше интересует не психоаналитический, а философский аспект: основной предмет его размышлений — неумолимость судьбы и коварство богов, при столкновении с которыми даже от такого умного и предусмотрительного человека, как царь Эдип, могут остаться только рожки да ножки (как в буквальном, так и в морально-психологическом смысле слова).

Ни герои, ни титаны не застрахованы от роковых несчастий, не всегда объяснимых, — эту стоическую идею Бакстон проводит через все свои истории, начиная с Прометея (хитреца и обманщика, но в то же время мученика и «защитника пролетариата»), продолжая такой неудержимой и опасной женщиной, как детоубийца Медея, противоречивым богатырем Гераклом (чьи слабости «так же примечательны, как и достоинства») и заканчивая великим певцом Орфеем, которого, несмотря на все его страдания, связанные с очаровательной спутницей Эвридикой, далеко не все интерпретаторы мифа воспринимали всерьез (в последней главе автор книги не без удовольствия пересказывает издевательское либретто оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду»).

«Со времен классической Античности пересказывания греческих мифов оставляли место как для анекдотического, так и для возвышенного», — пишет Бакстон в главе «Амазонки», упоминая одноименную литографию французского охальника-карикатуриста Оноре Домье, чей шаловливый глаз мог придать неуловимый налет скабрезности самой трагической мифологической коллизии.

Легкость и занимательность бакстоновской книге обеспечивает постоянное переключение между забавными преломлениями греческой мифологии в поп-культурном и бытовом обиходе (среди прочего в книге разбирается новелла Вуди Аллена «Эдипов комплекс» из альманаха «Нью-йоркские истории») и вполне серьезным анализом античных источников. В каждой главе Бакстон прослеживает трансформацию идеологической начинки того или иного мифа в зависимости от социально-политических потребностей и тенденций Средневековья и Возрождения, раскрывая в итоге секрет живучести мифов. Он заключается в их способности адаптироваться, приноравливаться под самые разные духовные и психологические запросы, «подобно хамелеону»: «Греческие мифы — словно мысленные эксперименты, имеющие значение практически для каждого без исключения человека, независимо от его финансового положения и культурного уровня».

Читайте также
Прямой эфир