Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Армия
Армия России нанесла удары по военным аэродромам на Украине
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Армия
Общие потери ВСУ в Курской области превысили 35 тыс. человек
Мир
Захарова отметила ключевую роль Великобритании в гибридной войне против РФ
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Овечкин впервые появился на публике после травмы и посетил матч НБА
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
На Запорожской АЭС заработала отключенная линия энергоснабжения «Днепровская»
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Мир
В нескольких республиках СНГ произошли землетрясения
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве 22 марта прошла премьера спектакля «Мастер и Маргарита». Микс из музыки Чайковского, Артемьева и «Гражданской обороны», Никита Михалков с казацкой песней, двойник президента и Маргарита, летающая на луне. Четырехчасовой спектакль-балет от начала до конца создан Сергеем Полуниным. Он и автор идеи, и режиссер-постановщик, и балетмейстер. На то, чтобы герои Булгакова затанцевали, Полунин потратил свои накопления и посвятил год на реализацию. «Известия» оценили старания.

133 образа

Собрать аншлаг в «Крокусе» звезде мирового балета не удалось. Были пустые места по бокам балконов. Партер и амфитеатр — под завязку. На Полунина шел в основном балетный зритель, ну и фанаты. Публика — хорошо одетая, в бриллиантах и на лабутенах, с дорогими букетами. «Мастер и Маргарита» должен был начаться в 20:00, но задержался на полчаса. Зная, что представление рассчитано на четыре часа, поклонники стали прикидывать, когда они будут добираться домой.

Как признался в интервью «Известиям» Сергей Полунин, для него Булгаков и балет — всё. И поставить спектакль по роману «Мастер и Маргарита» было важнее материального благополучия и стабильности.

Сергей Полунин 

Сергей Полунин

Фото: Виталий Кривцов

— Это не только большая ответственность, но еще и стимул быть лучше, — сказал Сергей Полунин. — «Мастер и Маргарита» отличается от предыдущих моих спектаклей. Это самая масштабная постановка. В ней будет 133 образа.

Приходить на спектакль с целью познакомиться с романом Булгакова — тщетное занятие. Потому что следить за содержанием сложно. По замыслу постановщика говорят в спектакле только несколько героев. Остальные изъясняются языком пластики и танца.

Читайте книги

Зрители, знающие содержание романа, силились угадать в артистах героев. Кроме Воланда, Иешуа, Мастера и Маргариты, чьи образы понятны и хрестоматийны, остальных персонажей надо было логически вычислять.

Гуттаперчевый артист Вахтанг Хурцилава мог ходить, как паук, назад-вперед, выворачиваться наизнанку, завязываться в узел — он изображал Кота Бегемота. Танцовщики и балерины Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко станцевали партии главных героев. Ведущий солист МАМТа Джона Кук танцевал за Ивана Бездомного. Прима-балерина Ксения Рыжкова — Фрида. Солисты МАМТа Алексей Любимов — Азазелло, Александр Селезнев — Берлиоз, Дмитрий Соболевский — Левий Матвей, Денис Дмитриев — Коровьев.

На роль Воланда постановщик пригласил заслуженного артиста России Игоря Миркурбанова. Он же сыграл Понтия Пилата и Профессора Стравинского. Для себя Сергей Полунин тоже выбрал три образа — Мастера, Иешуа и Булгакова. А Маргаритой сделал собственную жену — олимпийскую чемпионку по фигурному катанию Елену Ильиных. Для нее это не первый выход в ином качестве. Елена дебютировала в качестве танцовщицы в спектакле Полунина «Распутин».

Сергей Полунин и Елена Ильиных 

Сергей Полунин и Елена Ильиных

Фото: Виталий Кривцов

За музыкальную основу режиссер взял музыку Эдуарда Артемьева. Но так как у композитора не было балета «Мастер и Маргарита», Полунин собрал своеобразный микс из произведений композитора из классики, народной музыки и современных песен. В нем есть номера, где герои танцуют под песню «Не для меня придет весна» в исполнении Никиты Михалкова и выделывают коленца с метлами под «Дворник» группы «Агата Кристи».

К слову, музыкальным редактором спектакля стал сын Эдуарда Николаевича Артемий Артемьев. Современная музыка порой диссонировала с произведениями Чайковского. А сцену в больнице Полунин решил поставить под песню Егора Летова и группы «Гражданская оборона» «Про дурачка». Это поняли не все. Некоторые стали уходить из зала. Но большинство поняли посыл создателей. К тому же рокеров было достаточно среди поклонников. Для них было большим сюрпризом появление лидера группы «Пикник» Эдмунда Шклярского в роли Абадонна.

Зазеркалье

Полунин создал на сцене темный мир, в котором иногда проскакивали отблески света или огонь от сожженных рукописей. Ему в помощь был художник по свету Давид Мисакян. Свет — отдельный персонаж этой постановки.

Основной декорацией постановки стало огромное зеркало. Оно то спускалось на сцену и, наклоняясь под определенным углом, становилось зазеркальем происходящего, то превращалось в экран, то становилось стеной непонимания.

Мастер и Маргарита
Фото: Виталий Кривцов

Да и остальные элементы сценографии были выполнены из зеркал, будь то фортепиано, скамейка, рельсы, трибуна и даже трон Воланда. Появляясь на черной сцене, он превращался в портал в другую реальность. А как иначе. Ведь даже автор романа Михаил Булгаков переносит своего читателя то во времена Иудеи, то в советскую столицу. А у Полунина на сцене потусторонний мир с его условностями. И даже в этой беспросветной темноте есть место любви и страсти Мастера и Маргариты. Дуэту Полунин – Ильиных веришь, как бы сказал Станиславский. Фигуристке не привыкать выполнять сложную хореографию на льду, и на сцене она не потерялась. Но когда Маргарита в прямом смысле взмыла в воздух и полетела верхом на луне, зал аплодировал.

«Сдавайте валюту»

Произведение Булгакова богато на красочное описание всякой чертовщины. Текст автора — находка для постановщика, реализовать описанное — залог эффектного шоу. Так и у Полунина: в какой-то момент в зрителей полетели червонцы, дождь из которых устроил в зале Коровьев. После этого свет в зале погас, послышалось шуршание швабр, которыми для безопасности танцовщиков стали сметать деньги за сцену. А затем на ней появился человек, похожий на президента. Мало того, и голос его был один в один как у Владимира Путина.

— Добрый вечер! Я смотрю, вас много сегодня здесь собралось, — начал монолог вышедший в строгом костюме человек.

Зал зашевелился. Шепотки и удивление сменились овацией. Зрители повытаскивали мобильные и начали снимать выступающего.

— Владимир Владимирович же сегодня ждал Сергея в Кремле, хотел награду вручить, но тот не пришел. Готовился, видно, к премьере, — заговорили в голос сидящие рядом всезнайки.

Мастер и Маргарита
Фото: Виталий Кривцов

— Это что же, он сам пришел? — изумились зрители.

Но быстро поняли, что на сцене не президент, а артист Дмитрий Грачев. В программке его персонаж значился как конферансье. Залу явно нравился этот герой. Зрители отвечали на его вопросы, реагировали на репризы.

— Сидите в душном зале, — заметил человек со сцены.

— Нам нравится! — выкрикнул воодушевленный зритель.

— Да не уж-то программа такая интересная?

— Да! — зааплодировал зал.

Мастер и Маргарита
Фото: Виталий Кривцов

— А впрочем, кому что нравится. Следующим номером нашей программы будет Никанор Иванович Босой, председатель домового комитета и заведующий диетической столовкой. Просим.

На авансцену вышел человек в трусах и майке с портфелем под мышкой.

Ну-с, Никанор Иванович, покажите нам пример и сдавайте валюту, — призывал человек в костюме. — Мне показалось, что вы хотели поклясться богом, что у вас нет валюты. Вот какие басни Лафонтена мне приходится выслушивать. Вы же здесь все валютчики, — то ли утверждал, то ли интересовался докладчик.

— Криптовалютчики! — признались смельчаки из темноты зала.

— Я к вам, как к специалистам обращаюсь: ну анонимное письмо, ну прокламацию, да мало ли что еще, но подбросить $400! Таких идиотов в природе не имеется. Огорчили вы меня Никанор Иванович. Ну а вы? Все сидите и упорно отказываетесь сдавать валюту. А ведь страна нуждается в ней. А вы всё упорствуете. Ведь тайное хранение валюты является абсолютной бессмыслицей. Потому что воспользоваться ею нет никакой возможности — на этих словах из 15 главы романа Михаила Булгакова «Сон Никанора Ивановича» зал зааплодировал и одобрительно заулюлюкал.

Мастер и Маргарита
Фото: Виталий Кривцов

И на финал докладчик напомнил: «Не забывайте, что деньги должны храниться в госбанке, в сухих и хорошо охраняемых помещениях. Ну что, кто сдает?»

— Мы идем к вам! — закричали уже женщины.

— Верю, верю. Эти глаза не лгут.

Тату-маскировка

Следующим номером программы стало появление Сергея Полунина под хит Александра Малинина на стихи Есенина: «Мне осталась одна забава: пальцы в рот — и веселый свист. Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист…» Песня, как олицетворение биографии Сергея Полунина. Будучи звездой Королевского балета в Лондоне, его звали не иначе как Bad Boy (плохой мальчик — англ.). Аллегорий в спектакле было предостаточно.

«Известиям» Сергей Полунин признался, что теперь у него на груди три портрета президента России. Но в спектакле демонстрировать их постановщик посчитал неуместным. Татуировки артист спрятал под одеждой. Ну не может на сцену выходить татуированный Иешуа. Полунин в этой роли появился на сцене в глухой майке.

Мастер и Маргарита
Фото: Виталий Кривцов

Спектакль закончился около часа ночи. Истинные поклонники таланта танцовщика досидели до конца. Зрители пришли увидеть другого Полунина. Это уже не полуторачасовой SACRÉ и такой же непродолжительный «Распутин». Это серьезная, вдумчивая работа мастера.

Как рассказал «Известиям» Сергей Полунин, после премьерных показов в Москве и Санкт-Петербурге (25 марта) «Мастер и Маргарита» отправится на гастроли в Сибирь.

Читайте также
Прямой эфир