Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Начальником ГУР Украины вместо Буданова станет глава внешней разведки Олег Иващенко
Мир
Трамп и Эрдоган обсудят конфликт на Украине в ходе телефонного разговора 5 января
Мир
Генсек ООН после удара по Хорлам заявил о неприемлемости нападения на гражданских
Происшествия
Три мирных жителя пострадали при атаках ВСУ на Белгородскую область
Мир
Трамп рассказал о прохождении теста на когнитивные способности на отлично
Мир
Глава бельгийского центра кибербезопасности сообщил о потере Европой интернета
Общество
Дегтярев и Лут исполнили мечты детей в рамках акции «Елка желаний»
Мир
В ФРГ предложили вернуть на Украину пригодных к службе мужчин
Мир
Румыния подняла истребители F-16 у границы с Украиной из-за воздушной тревоги
Общество
В аэропорту Саратова ввели временные ограничения на полеты
Мир
Медведев прокомментировал назначение Буданова главой офиса президента Украины
Мир
Сальдо рассказал об отношении украинцев к атаке ВСУ по Хорлам
Общество
Заслуженный тренер России по боксу Юрий Судаков скончался в возрасте 77 лет
Мир
Буданов принял предложение Зеленского возглавить офис президента Украины
Общество
В Крыму умерла одна из пострадавших при ударе ВСУ в Херсонской области
Общество
Суд отказался взыскать 15 млн рублей с умершего дроппера по делу Долиной
Происшествия
Два человека пострадали при ракетном ударе ВСУ по центру Белгорода
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Действующий турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган и оппозиционный политик Кемаль Кылычдароглу имеют примерно одинаковые шансы на победу в гонке за президентское кресло. Об этом говорят последние опросы. Однако эксперты считают, что решающими могут оказаться голоса курдских избирателей. Выборы в Турции пройдут 14 мая, глава республики подписал закон об их проведении 10 марта. Как будут бороться за электорат и в чем кроются тонкости турецкой кампании — в материале «Известий».

Официальная дата выборов

Эрдоган подписал закон о том, что президентские и парламентские выборы пройдут в стране 14 мая. Действующий президент о своем намерении сохранить за собой пост главы государства сообщил еще в прошлом году. При этом его главные оппоненты — блок «Стол шести» — только 6 марта смог договориться о выдвижении единого кандидата. Им стал 74-летний глава Народно-демократической партии Кемаль Кылычдароглу, возглавляющий ее с 2010 года.

Согласно последнему опросу компании ORC, который опубликовала газета Cumhuriyet, за оппозиционного кандидата готово проголосовать 56,8% избирателей. Эрдоган уступает ему более чем на 10% и может рассчитывать примерно на 43% голосов. Впрочем, исходя из опроса Партии справедливости и развития (ее возглавляет Эрдоган), который появился в газете Sabah, 52% готовы поддержать действующего президента. При этом сколько бы получил его конкурент — не уточняется.

Баннер с портретом кандидата в президенты Кемаля Кылычдароглу

Баннер с портретом кандидата в президенты Кемаля Кылычдароглу

Фото: Global Look Press/Tunahan Turhan

К слову, эксперт по Турции Яшар Ниязбаев призывает особо не доверять статистике в преддверии выборов.

Это делается для того, чтобы повлиять на решение избирателя и придать ему уверенности. Поэтому проправительственная газета публикует свои результаты, оппозиционная — свои, — пояснил он.

Курдский фактор

В конечном итоге решающим фактором могут стать курды, которые составляют более 20% всех жителей республики. Именно то, как они проголосуют, определит следующего главу государства, полагает турецкий политолог Керим Хас. Поэтому оппозиция сейчас будет всячески стараться максимально привлечь на свою сторону голоса нацменьшинства.

— Прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) играет сейчас важнейшую роль, — пояснил эксперт. — Если оппозиция получит их полную поддержку, то шансы на победу у них очень высокие.

Ведь Кылычдароглу может рассчитывать на голоса не только своей партии, но и остальных сил, входящих в «Стол шести» — «Хорошей партии», «Счастья», «Партии будущего», «Партии демократии и прорыва» (DEVA) и «Демократической партии».

Представители национального альянса, состоящего из шести партий

Представители «Народной коалиции», состоящей из шести оппозиционных партий

Фото: Global Look Press/Tunahan Turhan

При этом в ДПН еще до временного выхода лидера «Хорошей партии» Мераль Акшенер из оппозиционной коалиции заявляли о готовности поддержать кандидатуру Кылычдароглу. 7 марта сопредседатель Демократической партии народов Митхат Санджар заявил: «Если мы сможем договориться об основных принципах, мы можем поддержать его на президентских выборах».

Справка «Известий»

3 марта Мераль Акшенер вышла из оппозиционной коалиции, не согласившись с выбором единого кандидата от оппозиции — Кылычдароглу. В итоге объявление претендента на президентский пост было отложено почти на два дня. Однако 6 марта она всё же присоединилась к заседанию, после чего и был официально представлен лидер Народно-демократической партии в качестве основного кандидата на пост главы государства от оппозиции.

При этом остальным членам «Стола шести», а именно Мераль Акшенер, Ахмету Давутоглу, Али Бабаджану, Гюльтену Уйсалу и Темелю Камамоллаоглу, а также мэрам Анкары и Стамбула Мансуру Явашу и Экрему Имамоглу были предложены места вице-президентов в случае победы Кылычдароглу на грядущих выборах.

— Тем не менее если кандидат от оппозиции станет президентом, то возникает вопрос, как распределятся министерские кресла. Пока это непонятно. Есть обещание, что всем партиям из оппозиционной коалиции дадут два поста в кабмине, выходцам из «Хорошей партии», вероятно, больше, — рассказал Хас.

сторонник Кемаля Кылычдароглу
Фото: Global Look Press/Tunahan Turhan

По мнению Ниязбаева, основная проблема оппозиции — заключение конкретных договоренностей коалиции с прокурдской политической силой. При этом всё дело в «Хорошей партии», которая придерживается националистических взглядов. Хотя в целом она занимает центристские позиции. То есть Акшенер не против того, чтобы Кылычдароглу с ними вел переговоры, но при этом она не намерена предоставлять им министерское кресло.

— У этой прокурдской партии есть определенный запрос. Там сразу заявили, что готовы общаться с оппозиционной коалицией и очень рады выбору Кылычдароглу в качестве кандидата, потому что Мераль Акшенер или Мансур Яваш были бы для них красной линией, ведь они по идеологии националисты, — заключил эксперт.

Таким образом, всё будет зависеть от того, что попросит ДПН и на что будет готова пойти коалиция вместе с Акшенер.

— Если она с чем-то не согласится, то это станет камнем преткновения. А без поддержки курдского избирателя коалиция победить Эрдогана практически не сможет, — подытожил Ниязбаев.

Выступление кандидата в президенты Турции Мерал Акшенер

Выступление кандидата в президенты Турции Мераль Акшенер

Фото: Global Look Press/Akin Celiktas

По мнению эксперта по Турции Ивана Стародубцева, между властью и оппозицией в Турции наблюдается некоторое равновесие, что делает предстоящие выборы «игрой в рулетку». Все политические силы страны уже заняли свои позиции в предвыборной кампании. Прокурдская Демократическая партия народов — ключ к победе на выборах. Она единственная относительно свободная сила в предстоящей борьбе на выборах, поэтому ее голоса практически решат исход гонки.

Ход Эрдогана

Что касается Эрдогана, то он для этого нацменьшинства остается весьма непопулярной фигурой. В частности, из-за военных операций, которые Анкара проводила против курдов на территории Сирии в последние годы.

— Эрдоган будет стараться привлекать «Хорошую партию» в свою коалицию для того, чтобы заполучить голоса националистов, а также вбить клин в оппозиционный блок. Сейчас даже идут слухи, что Демократическую партию народов запретят. Кроме того, представители власти регулярно предупреждают о возможности начала новой военной операции против курдов на севере Сирии. Таким образом, он хочет заполучить поддержку националистов и больше демонизировать прокурдскую силу, — рассказал Хас.

Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Фото: Global Look Press/IMAGO/Turkish presidency apaima
Справка «Известий»

В январе 2023 года Конституционный суд Турции заблокировал банковские счета ДПН от получения государственной финансовой поддержки. Кроме того, в 2021-м генеральный прокурор направил в Конституционный суд обвинительный акт в отношении ДПН. Цель такого шага заключалась в том, чтобы полностью запретить деятельность курдской партии в стране, поскольку она «совершила преступления против государства и единства страны и ее народа». Окончательное решение по этому вопросу ожидается в ближайшие месяцы.

Кроме того, в правящую коалицию («Народный альянс»), в частности, входит Партия националистического движения под руководством Девлета Бахчели, которая придерживается антикурдских взглядов. И это, разумеется, серьезная помеха для привлечения курдских избирателей. То есть если Эрдоган, лидер Партии справедливости и развития, вдруг начнет выступать с заявлениями, которые противоречат идеологии его партнеров, то это может привести к расколу коалиции, а тем самым и к потере голосов избирателей.

В случае, если Демократическая партия народов не поддержит Кылычдароглу, то есть вероятность, что курдская политсила выдвинет своего кандидата на выборах президента. Им может стать 49-летний сопредседатель ДПН Селахаттин Демирташ. К слову, о возможности действовать в одиночку на грядущих президентских выборах в Турции заявляла ранее и сопредседатель ДПН Первин Булдан.

Читайте также
Прямой эфир