Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зеленский сообщил о прибытии ЗРК Patriot на Украину из Германии
Мир
Боррель сообщил об уничтожении 70% энергомощностей на Украине
Мир
Эксперт назвал выход Байдена из президентской гонки давним планом демократов
Общество
В Якутии обнаружены обломки пропавшего вертолета Robinson
Мир
В бундестаге рассказали о критическом отношении к Зеленскому
Мир
Индия эвакуировала 4,5 тыс. студентов из охваченной протестами Бангладеш
Мир
Международный эксперт указал на неспособность Байдена управлять США
Мир
Захарова назвала обеспечение свободы слова пустым звуком для Макрона
Мир
В бундестаге заявили об усталости немцев от конфликта на Украине
Мир
CNN узнал о приведении в повышенную готовность более 500 тыс. военных НАТО
Мир
Республиканцы назвали Камалу Харрис катастрофой для США
Экономика
Экономист указал на провал антироссийских санкций
Мир
Вучич заявил о нежелании Путина усиливать звонками давление на Сербию
Армия
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили позиции ВСУ на харьковском направлении
Мир
Медведчук рассказал об охватившем Запад политическом безумии
Общество
В Приморье гендиректора агрохолдинга и экс-главу района обвинили в коррупции
Мир
В Раде спрогнозировали уход Зеленского в случае победы Трампа на выборах США
Армия
Группировка войск «Центр» нанесла удары по сотне позиций артиллерии ВСУ

Причины симпатий

Программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев — о том, как России строить отношения с дружественными странами
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По прошествии времени с того момента, как конфликт России и Запада перешел в состояние опосредованного военного противостояния, наиболее важный урок, который удалось извлечь в отношении международных последствий этих событий, состоит вот в чем: такая большая и могущественная страна, действительно, не может оказаться во внешнеполитической изоляции. Сложно с уверенностью сказать, насколько это связано с достоинствами и деятельностью самого российского государства, а насколько просто оказалось неизбежным следствием того, как изменился мир за последние 30–40 лет.

Намного важнее результат: через год после того, как США и их союзники заявили о своей решимости серьезно ограничить для Москвы возможности международного общения, подавляющая часть государств мира сохраняет с ней стабильные рабочие отношения, торгует и сотрудничает в разных областях. И ограничителем новых контактов становятся в большинстве случаев даже не давление Запада на третьи страны, а наша собственная неготовность к освоению такого количества внезапно открывшихся возможностей. Это стало за последние несколько месяцев настолько очевидным, что признается даже противниками России, для которых любая уступка конвенциональному здравому смыслу — основание для глубоких и трагичных переживаний.

Мы не можем сейчас с уверенностью сказать, насколько РФ сама способна в полной мере осознать новые особенности своего международного положения и их истинные причины. Понимание этого, по всей видимости, существует у высшего российского руководства и становится одним из оснований его уверенности в собственной правоте, наряду с убежденностью в том, что новый этап отношений с Западом не просто неизбежен, но и необходим в контексте развития русской политической цивилизации. Однако на уровне реализации конкретной политики государственным аппаратом или деятельности бизнеса, размышлений экспертного сообщества и практической работы организаций гражданского общества нам еще предстоит усвоить целый ряд важных привычек и выработать понимание того, из чего складывается основа отношений России и окружающего мира.

В первую очередь необходимо стремиться к пониманию того, что новое качество отношений с ним не может рассматриваться в контексте конфликта России и Запада. Военно-политическое противоборство с США и их союзниками — это центральная часть обеспечения национальной безопасности. Однако конкретные причины конфликта представляют собой результат того, как развивались российско-западные отношения после холодной войны и очень опосредованно связаны с судьбой, интересами и чаяниями остального мира.

То, как большинство государств повели себя в отношении России, — следствие их собственного развития и производных от этого интересов. Эти два фактора — намного более устойчивы и долговременны, чем текущее столкновение России и Запада. Поэтому было бы неправильно даже на теоретическом уровне связывать конфликт на одном направлении и сотрудничество на другом. Тем более это может оказаться ошибкой, поскольку создаст уверенность в том, что развитие отношений с незападными государствами — временная мера, необходимость, которая исчезнет или сократится, после того как закончится острая фаза конфликта с Западом.

Во-вторых, стало уже общим местом, что поведение тех государств, которые не выступают сейчас против России и даже сотрудничают с ней, — не признак того, что они союзники Москвы или собираются ими стать в определенных обстоятельствах. Присутствуют, конечно, исключения, и даже весьма масштабные. Китай, например, связывает с Россией свою безопасность и возможность реализовать внешнеполитические интересы. Аналогичную позицию занимает Иран, для которого неспособность РФ и КНР ограничить своеволие Запада может в будущем представлять серьезную угрозу. Кроме того, есть группа стран, уже связанных с Москвой намного более значимо, чем с ее противниками или третьими державами. Однако в целом так называемое мировое большинство — это не группа государств, объединенных общими интересами, а показатель демократичного состояния международной политики.

В-третьих, многие государства дружественны России именно потому, что они в принципе не нуждаются в союзниках или покровителях, рассчитывают только на свое дипломатическое искусство. Другими словами, то, что сближает их с российскими интересами, сейчас является одновременно препятствием для установления более прочных или формализованных отношений. Не говоря уже о том, чтобы прислушиваться к мнению России относительно вопросов ценностного характера или даже устройства дел в мире. Одна из причин ослабления способности США убеждать других в своей правоте как раз и состоит в том, что множество стран вполне способны самостоятельно формулировать представления о справедливом внутреннем и международном порядке. Немного наивным было бы думать, что кто-то стремится заменить одного внешнего советчика на другого.

И в этом отношении России, возможно, нужно более тщательно и благоразумно подходить к вопросу о причинах симпатий, которые существуют в мире в ее отношении. В действительности недовольство гнетом со стороны США и Европы — это только часть мотивов, определяющих стремление многих государств к большей самостоятельности. Возможно, что даже несколько более важная, чем стремление получить выгоду от отношений с Россией в условиях, когда она поворачивается лицом к остальному миру и связывает с ним часть вопросов своей экономической устойчивости. Но значительную роль играют и вопросы ценностного ряда, где России действительно есть чем гордиться, не пытаясь одновременно что-либо настойчиво предлагать в качестве готовых рецептов. Речь идет о привлекательности, которая связана с современной природой российского государства.

Так называемая мягкая сила, то есть возможность влиять на решения других стран помимо силового давления и подкупа — это не продукт дипломатической деятельности, а степень близости внутреннего устройства к тому абстрактному идеалу, который существует в представлении других. Было бы ошибочно думать, что государство может усилить свою привлекательность только за счет инвестиций в распространение культуры, науки или образования. Более того, преувеличенное внимание к этим направлениям деятельности может вызвать противодействие элит стран-партнеров, для которых контроль над умами и сердцами граждан остается важнейшей частью укрепления собственной власти. И уж тем более невозможно стать привлекательным через организацию прямого подкупа журналистов или тех, кого принято называть лидерами общественного мнения. В первую очередь потому, что противники всегда смогут предложить большую цену и все еще более спокойное убежище.

Вместе с тем гораздо более эффективным, чем инвестиции в рекламу себя за рубежом, может оказаться увеличение открытости окружающему миру. Современная Россия для большинства стран Азии, Африки или Ближнего Востока — это уникальное общество, сочетающее видимые признаки европейской культуры и традиции с совершенно не свойственной Западу терпимостью к иным религиозным убеждениям и с этническим многообразием. Уже сейчас можно услышать от дипломатов из мусульманских стран, что среди всех государств глобального Севера именно Россия — наиболее комфортная для жизни мусульманина.

То же самое касается меньших по охвату населения религиозных общин. В отличие от европейских государств Россия сохраняет и культивирует этническое многообразие. Всё это — настоящие преимущества нашей страны в глазах того человечества, с которым нам предстоит жить и сотрудничать в ближайшие десятилетия, если не дольше. И чем раньше мы поймем, что основа мягкой силы находится внутри, а не в деятельности отечественных представителей за границей, тем быстрее сможем извлекать пользу из собственных объективных преимуществ.

Автор — программный директор клуба «Валдай», научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир