Руки Москвы: россияне собрали тонны гумпомощи для Сирии и Турции
Число жертв разрушительного землетрясения вдоль турецко-сирийской границы к вечеру 12 февраля превысило 29 тыс. человек. Из них 24,5 тыс. — в Турции, еще 4,5 тыс. — в Сирии. И эти цифры продолжают расти каждый час. С момента трагедии прошла неделя, но спасатели не прекращают работы по разбору завалов — и всё еще находят выживших людей. В посольстве Сирии в Москве сообщили «Известиям», что открыли сбор помощи для пострадавших сирийцев — отправки ждут уже несколько тонн гуманитарных грузов. Посол республики в РФ Башар Джаафари отметил: Сирия пока не получила ни одной партии западной помощи — санкции против страны не позволяют провозить необходимые товары, вплоть до лекарств.
«Самое ужасное — здесь очень холодно»
По данным ООН, в Сирии землетрясение затронуло 11 млн человек, как минимум 5,3 млн потеряли свои дома. В Турции, по оценке президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, в зоне бедствия находится как минимум 13 млн человек. Чрезвычайное положение сроком на три месяца объявлено в 10 провинциях страны.
Температура в регионе по-прежнему не поднимается выше +5 °C, по ночам опускаясь до –3 °C. На сирийские районы, пострадавшие от землетрясения, обрушилась снежная буря — это сильно осложняет спасательные работы, рассказала «Известиям» сотрудница пресс-службы правящей партии «Баас» Сафа Саллал. Она с первого дня катастрофы находится в северных сирийских городах, наиболее пострадавших от землетрясения.
— Ситуация очень сложная — все, с кем я говорила в Латакии и Джебле, признаются, что до сих пор находятся в состоянии шока. Сирийские спасатели уже неделю продолжают поиски выживших в Латакии, Алеппо и Хаме, работы будут продолжаться, — уточнила собеседница «Известий». — Самое ужасное — здесь очень холодно. Ночью температура опускается ниже нуля, кроме того, много влаги из-за прошедших дождей.
По ее словам, люди из пострадавших районов размещены в эвакуационных центрах, организованных правительством. Некоторые жители, чьи дома не пострадали, принимают потерявших кров людей у себя.
Но многие не хотят возвращаться из опасений, что толчки могут повториться. Дома выглядят целыми, но внутри них есть трещины, потому находиться здесь небезопасно, рассказал фотокорреспондент «Известий» Дмитрий Коротаев. Сейчас он работает в городе Джебле, куда прибыли спасатели МЧС России.
— В Джебле электричество есть, где-то в других городах нет. Недалеко от места работы спасателей российского МЧС я видел людей, которые грелись у костров. Насчет воды — не знаю. Устраивают наши спасатели и пункты раздачи еды, — отметил корреспондент.
Из-под завалов успели вытащить уже тысячи выживших. Наиболее критичными считаются первые 72 часа после землетрясения — в это время, как правило, шансы найти пострадавших выше 90%. Дальше каждый час кратно уменьшает эти шансы — люди, пережившие первичный удар стихии, гибнут от кровотечений, обезвоживания и переохлаждения под обломками.
Так, 12 февраля спустя 149 часов после землетрясения спасатели смогли извлечь из-под обломков шестиэтажного здания турецкого города Хатай 35-летнего мужчину. Мустафу Сарыгюля нашли благодаря военным радарам DAR, разработанным турецкой компанией STM, — такие устройства сканируют здания и позволяют обнаружить под завалами живых.
Спасательная операция, скорее всего, будет продолжаться еще несколько суток — сообщения о чудесных спасениях приходят каждый день, рассказал «Известиям» турецкий политолог Керим Хас.
— В 1999 году мой родной город Адапазары на северо-западе Турции был практически полностью разрушен землетрясением. На нашей улице, кроме нескольких зданий, все дома были разрушены. И я хорошо помню, что спустя 12 дней после трагедии под завалами обнаружили живого человека. Потому надежда всё еще сохраняется. Темпы поисков, наверное, замедлятся, но еще несколько дней работы, думаю, будут продолжаться, — уточнил политолог. — Для меня с того дня землетрясения будто бы началась вторая жизнь, потому что мы все, вся моя семья, могли там погибнуть.
Помощь от россиян
Посольство Сирии в Москве открыло сбор гуманитарной помощи для пострадавших сирийских районов. За несколько дней россияне принесли несколько тонн грузов, первая партия уже отправилась в Сирию, рассказали «Известиям» в дипмиссии. Больше всего нужна теплая одежда, спички, крупы, пауэрбанки, памперсы, детские смеси.
Помощь может принести любой желающий: волонтеры посольства принимают «гуманитарку» ежедневно с 9:00 до 18:00.
Как убедился корреспондент «Известий», весь внутренний двор посольства превратился в пункт сбора помощи — добровольцы и сотрудники дипмиссии распаковывают пакеты, сортируют отдельно одежду, отдельно продукты. Москвичи приносят помощь в обыкновенных пакетах.
— Боюсь заплакать и испортить вам статью. Я пришла, чтобы соболезновать сирийцам, у которых погибли родственники. Я сама прожила в Сирии 18 лет, мне небезразлична эта страна, — рассказала «Известиям» одна из женщин, принесших пакеты с одеждой к посольству.
— Я принесла игрушки детские и продукты, мой сын сделал игрушку-слоника сам. Как только услышал о новостях из Сирии, решил ее передать сирийцам, — призналась другая собеседница «Известий».
Аналогичный сбор помощи начали и турецкие дипмиссии в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Как отмечает в своих соцсетях генконсульство Турции в Казани, больше всего сейчас нужны теплые вещи, палатки, спальные мешки и памперсы.
При этом Сирия до сих пор не получила ни одной партии гуманитарной помощи от государств Запада, сообщил посол САР в РФ Башар Джаафари. Санкции против страны еще сильнее осложняют ситуацию и увеличивают ущерб, подчеркнул дипломат.
— Аморальная дискриминация со стороны Запада сохраняется даже в этих условиях. Вся западная помощь идет только в сторону Турции, Сирия пока не получила ничего. Единственные, кто нам помогает, — арабские страны и дружественные государства во главе с РФ, — отметил дипломат.
Большая часть международной помощи Сирии от ООН и других агентств проходит через столицу Дамаск. Однако северо-запад страны, части которого находятся под контролем оппозиции и радикальных группировок, получает помощь напрямую через трансграничный механизм, минуя официальные пункты пропуска. Такая схема позволяет ООН и западным агентствам доставлять помощь оппозиционным регионам без одобрения Дамаска.
Единственный одобренный ООН погранпереход для доставки трансграничной помощи на северо-запад Сирии «Баб-эль-Хава» какое-то время не функционировал — была разрушена часть ведущей к нему трассы. К 9 февраля дорогу смогли починить и отправить конвои с едой, одеждой, одеялами и другими припасами.
На помощь Турции пришли и страны, с которыми у Анкары были не самые близкие отношения, — Греция и Армения. 12 февраля в район катастрофы прибыл глава греческого МИДа Никос Дендиас. В тот же день Турция открыла сухопутную границу с Арменией, закрытую свыше 30 лет, — чтобы армянская сторона смогла провезти гуманитарные грузы в район землетрясения.
Как заявил «Известиям» официальный представитель МИД Армении Вано Унанян, его страна отправила спасательные отряды в составе 29 человек в Сирию и 27 человек — в Турцию.
— Армянский персонал активно проводит поисково-спасательные работы в Алеппо (Сирия) и Адыямане (Турция). В сотрудничестве со своими коллегами наши спасатели уже спасли несколько жизней и в Сирии, и в Турции. Армения также отправила в пострадавшие от землетрясения районы гуманитарную помощь, в основном продукты питания и другие товары первой необходимости, — уточнил Унанян.
Начались поиски виновных
По оценке турецкого политолога Онура Синара Гюзальтана, в стране идет тотальная мобилизация общества на помощь пострадавшим районам. Сейчас к работам на юго-востоке страны подключено свыше 120 тыс. человек.
— Здесь более 12 тыс. разрушенных зданий. Большинство из них жилые. Официальной информации о том, сколько человек может находиться под завалами, нет. Потому спасатели продолжают работы, и каждый час поисков приносит сообщения о чудесных спасениях. Надежда еще жива, — пояснил эксперт «Известиям».
Вместе с тем он подчеркнул: постепенно общество начинает оправляться от шока и задавать вопросы, кто виноват в том, что здания сложились как карточные домики.
Вице-президент страны Фуат Октай 12 февраля сообщил, что силы безопасности Турции разыскивают более сотни подозреваемых в нарушениях при строительстве домов, обрушившихся в результате землетрясения.
«131 подозреваемый был признан виновным в том, что в результате землетрясений обрушились здания. Один из них был арестован, в отношении 113 были вынесены постановления об их задержании. Ведутся поиски подозреваемых», — заявил Октай.
— Началась волна арестов подрядчиков разрушившихся зданий и всех причастных к их строительству. Особенно тех, кто работает в частном секторе. Но будем надеяться, что эта волна арестов положит начало расследованиям не только в отношении подрядчиков, но и в отношении чиновников, давших разрешение этим подрядчикам на строительство сейсмостойких зданий, — уточнил Онур Синар Гюзальтан.
Депутат парламента Турции, глава Партии инноваций Озтюрк Йылмаз в первый же день прибыл в зону бедствия для оказания помощи пострадавшим. Сейчас он находится в городе Османие, где участвует в раздаче гуманитарной помощи.
В беседе с «Известиями» политик также отметил, что ответственность за разрушения должны нести не только строители, но и правительство, которое выдавало этим компаниям лицензии.
Он подчеркнул: Турция пережила два землетрясения подряд, афтершоки всё еще продолжаются. Эти бедствия, безусловно, войдут в мировую историю как одни из самых катастрофических. Но это не должно быть оправданием. Ведь рухнули здания, которые, по утверждению их строителей, должны были выдержать землетрясение, резюмировал парламентарий.