Растущий разрыв: в США рекордный дефицит торгового баланса
Дефицит торгового баланса США вырос на 12,2% — с $845 млрд до $948,1 млрд по сравнению с 2021 годом. Такие данные опубликовало министерство торговли США. Экспорт увеличился на $453,1 млрд, до $3 трлн, а рост импорта составил $556,1 млрд, достигнув $3,96 трлн. Значение дефицита торгового баланса ежегодно обновляет исторический максимум. Еще шесть лет назад разрыв между импортом и экспортом был вдвое ниже. Так ли это страшно, что будет дальше и может ли повлиять на отношения с Россией — в материале «Известий».
Предпосылки к снижению дефицита
Основной причиной дефицита торгового баланса называют рост спроса населения на импортные технику, медпрепараты и автозапчасти. По оценке агентства Dow Jones, это не сильно влияет на экономику страны.
По данным минторга США, в 2022 году внешнеторговый дефицит страны достиг рекордного значения минус $948 млрд. Экспорт товаров и услуг в стоимостном выражении увеличился на 17,7% к 2021 году, а импорт — на 16,3%, напоминает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
— Из помесячной структуры данных следует, что наиболее высокие значения дефицитов США во внешней торговле относятся к первой половине года: самый высокий дефицит был зафиксирован в марте 2022 года: минус $106,4 млрд. Это связано с сильным на тот период внутренним спросом в США, который восстанавливался после выхода из острой фазы пандемии COVID-19, а также разгоном мировой инфляции и рекордными мировыми ценами на сырье, в том числе энергоресурсы, — отмечает она.
По словам эксперта, начавшаяся в марте прошлого года нормализация денежно-кредитной политики ФРС способствовала укреплению курса доллара к основным мировым валютам в начале осени до максимума за 20 лет. Тогда произошло ускоренное повышение процентных ставок, а затем и сокращение баланса Центробанка.
— Это также могло оказывать давление на внешнеторговый дефицит США: крепкий доллар делает товары в долларах дороже для остального мира и снижает конкурентные позиции американского экспорта. Но при этом долларовые цены на мировые сырьевые товары перешли к снижению, а в США началось замедление роста внутреннего спроса — потребительского и инвестиционного. В результате во втором полугодии 2022 года месячные значения внешнеторгового дефицита США стали сокращаться. При этом продолжающееся повышение процентных ставок в США, предпринимаемое ФРС для снижения инфляции, должно привести к дополнительному замедлению внутреннего спроса в США и роста импорта или даже его снижению. Одновременно американские экспортеры же могут почувствовать себя лучше вследствие коррекции курса доллара с 20-летних максимумов и открытия экономики Китая. Тем самым внешнеторговый дефицит США может сократиться в этом году, — добавляет эксперт.
Значение внешней торговли с США для России сейчас сведено к минимуму из-за санкций, считает респондент издания:
— По данным минторга США, в прошлом году дефицит США в торговле с Россией составил $12,7 млрд (США экспортировали в Россию товаров и услуг на $1,7 млрд, а импортировали — на $14,5 млрд). Это много, но уже существенно меньше, чем в 2021 году (тогда, соответственно, дефицит составил $23,2 млрд, экспорт — $6,4 млрд, а импорт — $29,6 млрд). При этом, скорее всего, основной объем внешней торговли с Россией в 2022 году пришелся на I квартал 2022 года, т.к. с марта США объявили эмбарго на импорт российских энергоресурсов. При этом в недавних сообщениях СМИ отмечалось, что Нью-Йорк начал закупать необычайно большое количество бензина и дизельного топлива из Индии, которые, вполне возможно, были произведены из нефти, импортированной Индией из России, — заключает Ольга Беленькая.
За что боролись
Рост разрыва между экспортом и импортом скажется на американской экономике если не в ближайшие год-два, то в течение десяти лет точно, считает заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.
— Агентство Dow Jones пришло к выводу, что показатель торгового баланса — некритичный. С этим трудно согласиться. Граждане страны закупили товаров и услуг почти на $1 трлн больше, чем оказали услуг и поставили товаров сами. Налицо диспропорция и в случае роста. По итогам года рост всегда выше 10%, а 1, 2 и 3 трлн долларов не за горами. Это значит, что деньги уходят из страны на поддержку чужих экономик. Потребители в США тоже считают деньги — предпочитают заказать подешевле и заплатить за доставку. Сказывается и глобальный рост e-commerce. То есть проблема носит системный характер и не так безобидна. Отсутствие спроса на товары и услуги, которые раньше покупали у соотечественников, может спровоцировать кризис предприятий и рынка труда.
С точки зрения собеседницы издания, по этому показателю Россия крепче стоит на ногах.
— По итогам девяти месяцев 2022 года Россия продала товаров и услуг на $431 млрд, ввезла — на $180 млрд, сальдо положительное, порядка $251 млрд, это рекордный показатель. За последние три месяца года ситуация изменилась не сильно. И это несмотря на чересчур крепкий рубль большую часть года и антироссийские санкции, — говорит она.
В 2023 году не стоит ждать новых рекордов — начало действовать новое эмбарго на российские нефтепродукты, возможно, скоро объявят новые санкции.
— Рост сальдо по торговому обороту — не первоочередная задача. Сейчас нужно заместить максимум позиций по более недоступным иностранным товарам и услугам, то есть работать на закрытие потребностей внутреннего рынка, — резюмирует Юлия Макаренко.
Европа под ударом
Дефицит торгового баланса возникает, когда потоки импорта и экспорта значительно отличаются, комментирует директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов.
— В США объем импорта превысил $3,96 трлн, в то время как экспорт составил $3 трлн. В этом нет ничего странного. В США общество потребления и высокая конкуренция, поэтому многие производители из США для уменьшения издержек открывают свои заводы в странах третьего мира и оттуда поставляют продукцию в Америку, — подчеркивает эксперт.
В России в 2022 году была обратная ситуация: профицит торгового баланса был вызван высоким экспортом и низким импортом.
— Это было временное явление, связанное с разрушением устоявшихся логистических цепочек. К концу 2022 года ситуация уже нормализовалась. В целом превышение экспорта над импортом способствовало укреплению рубля к иностранным валютам, — уточняет аналитик.
По мнению эксперта, экономическая политика США приводит к перетоку средств из ЕС, и по мере ухудшения ситуации в ЕС всё больше капиталов будет перетекать в США. Это, в свою очередь, вызовет новую волну роста американской экономики.
— Пока что главной жертвой мирового энергетического кризиса, начавшегося в 2021 году и продолжающегося до сих пор, выступают страны ЕС. Энергетическая и промышленная инфляция в ЕС достигла 40%. Граждане ЕС почувствуют этот инфляционный удар уже в феврале, оплачивая коммунальные услуги. Поскольку в большинстве стран ЕС коммунальные платежи увеличивают с 1 января, — отметил Тузов.
В то же время, по словам аналитика, дефицит торгового баланса США никак не повлияет на санкции в адрес РФ.
Не показатель
Наличие дефицита показывает, что США являются страной, которая притягивает зарубежные активы, — это ни хорошо, ни плохо, утверждает кандидат экономических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций школы медиакоммуникаций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Николай Кульбака.
— Есть успешные страны с профицитом торгового баланса: Япония, Германия. Есть развитые страны с дефицитом торгового баланса, такие как Франция. Так что по этому показателю ничего точно сказать нельзя. Кроме того, нужно всегда помнить, что экономика США — одна из крупнейших в мире, и по отношению к ее ВВП величина дефицита торгового баланса — далеко не самая большая, — замечает экономист.
Таким образом, никакого серьезного влияния на мировую экономику, экономику других стран и политику США в мире это точно не окажет, резюмирует эксперт.