Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Борис Мессерер, который в марте отметит 90-й день рождения, вот уже более полувека остается едва ли не главной легендой российской (а до того — советской) культурной богемы. Знаменитый театральный художник, академик РАХ, лауреат двух Государственных премий, педагог — и автор нескольких книг уникальных воспоминаний. К юбилею Борис Асафович подготовил очередной том мемуаров. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели, специально для «Известий».

Борис Мессерер

«Жизнь переходит в память. Художник о художниках»

Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. — 253 с.

Воспоминания художника Бориса Мессерера выходят в серии «Великие шестидесятники», и главная шестидесятническая икона — Булат Окуджава, — возникает ближе в концу книги, в третьей части, посвященной петербургским художникам, но прежде всего самому Петербургу, играющему особую роль в творчестве Мессерера. Здесь в 1959 году он впервые слышит песни тогда еще малоизвестного Окуджавы, которого пригласили спеть в мастерской Валентина Доррера, художника театра «Современник». «Народу набилось великое множество, и на кусочек свободного пространства вышел человек восточной наружности, с сильно курчавыми волосами и гитарой в руках. <...> Общее впечатление от выступления было чрезвычайно сильное, думаю оттого, что Окуджава был так щедр в исполнении своих песен, и, казалось, что эта щедрость была свидетельством таланта», — вспоминает Мессерер. Похожими словами он описывал это выступление в своей первой книге «Промельк Беллы» семь лет назад: «Выглядел Окуджава очень колоритно: худенький и хрупкий, с пышной курчавой шевелюрой. Пел он много, щедро и как-то удивительно органично».

Из «Промелька Беллы» перекочевало в новые мемуары и четверостишие, которое Окуджава написал на подаренной Мессереру пластинке: «Все поразъехались давным-давно. // Даже у Эрнста в окне темно. // Только Юра Васильев и Боря Мессерер — // вот кто остался еще в СССР». В нынешней книге это стихотворение пригодилось как эпиграф к портрету Эрнста Неизвестного в главе «Друзья далекие, но близкие». На выделенных скульптору двух страницах автор вспоминает о встречах с ним в знаменитом нью-йоркском ресторане «Русский самовар» Романа Каплана, а главное — отмечает присущий Неизвестному «редкий дар трагического ощущения действительности». Чтобы пояснить это ощущение, Мессерер рассказывает, как в юности ему довелось слышать чтение отрывка древнегреческой трагедии в исполнении Алисы Коонен, и с тех пор он всегда надеется «услышать нечто подобное или каким-то образом соприкоснуться с тогда возникшим у меня ощущением трагедии, переданной через искусство».

Мироощущение самого Мессерера трагическим не назовешь. Тем более, что он сам в эпилоге предлагает «развенчать серьезность толкования жизненных перипетий, порой возникающую на этих страницах», и завершает как бы внезапно получившуюся у него автобиографию цитатой из главного художника БДТ Эдуарда Кочергина, не лишенного и писательского дарования: «Боря, дорогой, настало время варить НЕХЕРЕЛЬ! // Это главное. Все остальное — туфта!» Что такое нехерель, в книге не поясняется, но наверняка это что-то приятное и вкусное, исходя из общего гедонистического и жизнерадостного настроя мемуариста, вполне проявленного еще в «Промельке Беллы».

Книга
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Вторая книга с первой нередко пересекается, но на этот раз автор смещает акцент. В тот раз превалировал поэтический и литературный контекст, поскольку заглавной героиней все-таки была жена автора, Белла Ахмадулина, теперь же Мессерер больше пишет о собственной профессиональной самореализации. «Жизнь переходит в память» автор условно делит на три части. Первая — юные годы и становление личности, отчасти происходившее в музее-заповеднике Поленово и Тарусе, воспоминания об Архитектурном институте и встречах с оказавшими на него влияние авторитетами — Артуром Фонвизиным (чьи натюрморты Мессерер называет «архиреалистическими») и Александром Тышлером (его советы сыграли решающую роль в выборе Мессерера между профессиями архитектора и художника).

Во второй части книги представлены «Московские зарисовки», персонажами которых являются другие повлиявшие на автора художники (в том числе Олег Целков, Михаил Ромадин, Давид Боровский), а третья посвящена петербургским опытам и впечатлениям. Точнее, страсти к Санкт-Петербургу, который, по словам автора, всегда действовал на него «не только своей «умышленной» (по Достоевскому) красотой линий и ритмичностью открывающегося взору пейзажа, но и тем загадочным настроением, которое трудно передать словами, но которое наверняка растворено в воздухе и присутствует в моем ощущении белых ночей этого города».

Книги

Автограф-сессия Бориса Мессерера на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction №18 в Центральном доме художника на Крымском Валу в Москве

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Способность к метафизическим переживаниям такого рода, которые способен возбудить в тонко чувствующем художнике Петербург, в Мессерере спокойно и гармонично уживается с вниманием к вопросам сугубо материального свойства и организации своего труда. Один из лейтмотивов книги — как важно для художника обзавестись достойной и удобной мастерской. Остросюжетная эпопея с поиском и двухлетним строительством мастерской на Поварской (ставшей впоследствии легендарным очагом культурной жизни), уже была отражена в «Промельке Беллы». Но это слишком животрепещущая тема, чтобы автор удержался от повторения подробного описания соответствующих перипетий, пережитых совместно с другом и коллегой Львом Збарским: «Конечно, работать можно было и дома, но тот крупный масштаб, который нам мерещился, тот творческий размах, который хотелось придать свершаемому, возможен был только в мастерских. Об этом мы говорили постоянно, где бы ни виделись. Эти мысли и разговоры доходили до бреда, граничили с галлюцинациями».

Рассказывая о Збарском, Мессерер как бы невзначай подчеркивает, что их, кроме общих интересов, работы, мастерской и дружеской компании, объединяли и рестораны, но «не простые, а клубные, такие как ВТО, Дом журналиста, Дом кино, Дом художников». А упоминая «настоящие гулянья в парижских кабаках» Михаила Шемякина, мемуарист непременно в скобочках оговаривается: «на самом деле достаточно дорогих и фешенебельных ресторанах». Как и в «Промельке Беллы», Мессерер редко упускает случай подчеркнуть «статусность», «эксклюзивность» своего окружения и антуража. Но такую невинную слабость, как тяга к буржуазной фешенебельности и престижности потребления, вполне можно простить советскому человеку, даже если он «король богемы». Именно так, вполне справедливо и заслуженно, называли автора многие — в том числе Андрей Битов, Евгений Попов и знаменитый сценограф Сергей Бархин в бережно процитированной Мессерером записи в соцсетях 2016 года: «Позавчера был на дне рождения Бориса Мессерера. Какой все-таки Борис Асафович хороший и трогательно деликатный человек, хотя и король богемы».

Прямой эфир