Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Наследники прозванных «Черными ножами» танкистов рассказали «Известиям» о традициях
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Виртуальная экспозиция IX Московской международной биеннале современного искусства с участием 27 известных и начинающих художников заработала 9 декабря. Правда, на месяц позже, чем планировалось, и в необычном формате. Изначально публика готовилась к открытию биеннале 7 ноября в Новой Третьяковке. Но за три дня до этого Министерство культуры разослало сенсационный релиз. В нем говорилось, что «мероприятие отменено по причине абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». После этого организаторы культурного проекта переформатировали его и перенесли в онлайн.

«В проектах я не сомневаюсь»

О решении показать проект в Сети руководитель Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская сообщила журналистам на пресс-завтраке 8 декабря.

— Мы решили провести Московскую биеннале в интернете. К сожалению, на сегодняшний момент это единственный шанс показать то, над чем мы так долго работали, — рассказала Юлия Музыкантская «Известиям», добавив, что в следующем году приложит все усилия, чтобы вернисаж состоялся в офлайне.

Она подчеркнула, что выставка была сделана на совесть, а все художники отработали «на 300 процентов».

— Не было ни одного проекта или пространства, в котором бы я сомневалась, — рассказала Юлия Музыкантская.

Биеннале нынешнего года называется «Стенография чувств» — это цитата из Льва Толстого, его определение искусства. По словам Музыкантской, концепт был разработан вместе с экспертным советом еще весной, когда возникло понимание, «что люди сейчас находятся в смятении чувств, а значит, и художникам, и зрителям нужна поддержка».

Своя эмоция

У каждого раздела выставки есть своя эмоция, и она названа. Например, «Напряжение» — это пространство, в котором собраны десять объектов саунд-арт-художников. Нужная эмоция здесь достигается за счет какофонии: то виолончель играет, то висящее на потолке березовое полено издает звуки.

«Надежда» Татьяны Баданиной — это инсталляция из подсвеченных белых сорочек, похожих на крестильные рубашки. Видно, что у части из них что-то лежит в кармашках. Это посвящение запискам с молитвами, которые жены и матери зашивают солдатам, провожая их на фронт, надеясь, что их любовь и надежда помогут вернуться живыми и невредимыми.

«Память»

«Память»

Фото: Пресс-служба Московской международной биеннале современного искусства

«Ностальгия» Даши Коноваловой-Инфанте — видео-арт, в центре которого расположен символический Париж. Работа отсылает к известной поговорке «хорошо там, где нас нет», философия заключается в том, что не нужно стремиться к несбыточному, нужно улучшать мир вокруг себя.

Одной из самых эмоционально заряженных работ стала «Память» Сергея Бугаева — это проект о сносе наших памятников в Европе. Большая часть из них — это мемориалы воинам-освободителям, установленные после Великой Отечественной войны в освобожденных странах: Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Польше, Чехии. Также пострадали бюсты Александра Пушкина, доска на доме, где родился Михаил Булгаков.

Всего художник собрал 105 изображений снесенных и оскверненных монументов от мемориальных кладбищ до городских скульптур. В финале — кадры восстановленного в 2022 году, после подобных же повреждений, мемориального комплекса «Саур-Могила» в Донецке.

— Это сложный проект, который заставляет задуматься, и важно было не потерять эффект, которого мы достигли в зале, с переходом в интернет, — поделилась в беседе с «Известиями» Юлия Музыкантская. — И я, и коллеги, кто работал над инсталляцией, очень лично восприняли историю со сносом памятников. Нелли Рамаева, студентка, которая собирала изображения, в какой-то момент просто плакала: «Ну как же так?» И я ее понимаю. Семья моей бабушки практически вся погибла в блокаду. Мне было лет пять, когда впервые меня взяли с собой на Пискаревское кладбище, объяснили, что это такое, почему мы здесь и что в нашей стране нет ни одной семьи, где прадед, прабабушка не были бы участниками той войны. И памятники, которые сносят сегодня, — это и им тоже. В интернет-версию мы добавили кадры уничтожения мемориала на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе. Всего кадры и список оскверненных и уничтоженных памятников в видеоверсии идет шесть минут. Экспликация с полным списком названий на стене Третьяковки занимала 4 м.

«Напряжение Рециклофония»

«Напряжение Рециклофония»

Фото: Пресс-служба Московской международной биеннале современного искусства

Еще одна драматичная часть выставки — проект «Люди» Анастасии Дейнеки. Он представляет собой портреты жителей Донецка, тех, кто не уехал из города ни в 2014 году, ни сейчас.

Сложное, умное и тонкое

Важной особенностью биеннале этого года была ориентация на семейную аудиторию и возрастная маркировка 6+. Например, инсталляция Юлии Че — в ней собраны 72 м стабилизированных растений, которые отражаются в огромном количестве зеркал, а в центре стоят два мультяшных персонажа Буба и Бака, собранные из пластиковых флаконов, по 3 м высотой каждый.

Юлия Че
Фото: Пресс-служба Московской международной биеннале современного искусства

— Мне важно, что мы показываем абсолютно все жанры современного российского искусства — от классической живописи и акварели до сложных инсталляций и даже перформанса. Мне всё время хочется рассказать, показать, что современное искусство разное, сложное, умное, тонкое, интересное, а главное, всегда адекватное сегодняшнему дню, — рассказала Юлия Музыкантская.

Она добавила, что приложит все усилия, чтобы в следующем году биеннале состоялось на другой площадке, но уточнила, что будет остро стоять финансовый вопрос.

Прямой эфир