Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Экс-депутата думы Курской области Васильева отправили в тюрьму по делу о хищении
Общество
Сбой в работе Telegram зафиксировали в России
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Страны Бенилюкса потеряли более 50% экспорта из-за санкций против РФ
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Общество
Основательницу «Медузы» Тимченко заочно приговорили к пяти годам колонии
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Армия
За неделю в зоне СВО сбиты семь крылатых ракет Storm Shadow
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Общество
Рост цен на новогодний стол в 2025 году замедлился
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
В Белоруссии указали на подготовку Запада к боевым действиям
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Экономика
Центробанк представил обновленную банкноту номиналом 1000 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 17 украинских дронов над Россией за пять часов
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ

Синдром «Щелкунчика»

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, сможет ли самый новогодний спектакль снова стать балетом
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

25 ноября в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) представили премьеру балета «Щелкунчик». Он длится 2 часа 15 минут с одним антрактом. Композитор: Петр Чайковский. Хореограф: Юрий Посохов. Художник-постановщик: Полина Бахтина. Дирижер-постановщик: Иван Никифорчин. Художник по костюмам: Сандра Вудалл. Видеохудожник: Сергей Рылко. Билеты продают в кассах театра и на официальном сайте.

Казалось, что здесь особенного? Премьера как премьера. Это ведь прямая задача театров — обновлять репертуар, радовать зрителя разнообразием предложений, не так ли?

Увы, не так. И именно со «Щелкунчиком». Из просто спектакля он превратился в околотеатральное событие. Он про что угодно, только не про искусство.

Пройдите от МАМТа вниз по Большой Дмитровке к кассам ГАБТа — там видна большая головная боль главного театра страны. Называется она продажей билетов на «Щелкунчика». Желающим посетить спектакль за вменяемые деньги предстоит сначала записаться в очередь, прийти на перекличку, получить заветный браслет для входа в кассу и, наконец, на третий день бдений приобрести вожделенный билет. По паспорту. Строго на себя и жену (мужа). А также на двух ребятишек — по предъявлении свидетельства о рождении. Ловите момент, наслаждайтесь. Второй раз в декабре-январе отправиться на самый новогодний балет (праздники-то длинные, хочется прекрасного) уже не получится. На те же фамилии места не продадут. Но сайты объявлений пестрят предложениями. Если не хотите мерзнуть в очереди и пытаться выцепить пару билетов на сайте, куда сгружаются оставшиеся от очных продаж билеты, — вам туда. Раскошелиться, конечно, придется, и не факт, что не подсунут фальшивку, но чем не рискнешь ради сладкой триады: Новый год, Большой театр, «Щелкунчик».

В зрительских чатах и СМИ периодически всплывают предположения о заинтересованности в этом ажиотаже Большого театра. Дескать, на хайпе имеет куш и руководство в целом, и отдельные кассиры в частности. Но в том-то и дело, что Большому театру ажиотаж с продажами точно не нужен — себе дороже. Он нужен нам с вами. Спекулянтское предложение реагирует на наш спрос. Эти ребята знают, что новогодний поход на «Щелкунчик» в Большой театр давно уже не культурное мероприятие, а статусный выход: сходил сам и семью выгулял. Молодец.

Давайте-ка спросим себя: на что идем, что смотрим? За что ежегодно мерзнем у касс и отдаем жуликам свои трудовые? За что рубимся и плачемся в соцсетях? Немногие, поверьте, скажут, что хотят посмотреть замечательный балет Юрия Григоровича в потрясающих декорациях Симона Вирсаладзе на великую музыку Петра Ильича Чайковского. Немногие знают, что это не радостное новогоднее шоу, а трагическая повесть о тщетности желаний. И кто для них станцует в этот вечер (утро), тоже не знают. Разве что завзятые балетоманы обозначат свои предпочтения, но таких на «Щелкунчиках» единицы.

В основном — признаемся себе честно — мы ходим на люстру посмотреть, позолотой полюбоваться, по царскому фойе пройтись, шампанского выпить — и чтобы обязательно эти радости случились под Новый год. Вот, собственно, и все удовольствия. Что до постановки, то замени балет Григоровича на спектакль кого-то другого, мы не заметим. Сыграй оркестр не Чайковского, а, скажем, Высоцкого, — тоже. Потому что не на спектакль ходим, а приобщаемся к высокому статусу новогодних зрителей в Большом театре.

Вернемся к МАМТу. В чем значимость этой премьеры? Не в том, что Юрий Посохов со товарищи создали выдающийся спектакль на все времена. На самом деле постановка крепкая, профессиональная, что называется, сделанная, но не более. Претензий к ней можно предъявить достаточно. Декорация в виде детской книжки-раскладушки упирается в колосники и, несмотря на распахнутое в финале окно и колышущий шторы ветер, не спасает от клаустрофобии. Артистки по американской традиции танцуют без трико. Голые ноги в сочетании с пачками и пуантами вызывают не восхищение резвостью их обладательниц, а жалость к натруженным конечностям. Оркестр волею дирижера играет в полтора раз медленнее, чем требует музыкальный вкус и потребности танцовщиков.

Тем не менее «Щелкунчик» МАМТа — бесспорное событие. О нем можно и нужно говорить как о произведении искусства. И оценку ему давать как художественному, а не социальному событию, каким воспринимается сегодня «Щелкунчик». От нас зависит, будет ли это продолжаться либо балет снова станет балетом.

В России, слава Богу, мало кто захочет бичевать расизм в китайском танце и возмущаться Дроссельмейером-мужчиной, в то время как он должен быть трансгендером. Но у нас есть свой пунктик — пресловутый синдром времени (Новый год) и места (Большой театр). Время оспаривать бесполезно, и МАМТ тут в тренде: анонсирует свой спектакль как «непременный атрибут Нового года наравне с праздничной елкой, мандаринами и салатом оливье». Но место можно поменять.

Надбавка за горячую дату в МАМТе существенно ниже, чем в ГАБТе. Сейчас, если верить официальному сайту, самый дорогой билет 31 декабря там стоит 15 тыс. рублей (в 10 раз дешевле, чем самый дешевый у спекулянтов Большого), но уже 2 января на то же место можно сесть за 6 тыс. Ну а те, кто будет смотреть «Щелкунчика», скажем, в феврале или марте, заплатят только за спектакль. Все-таки искусство — это искусство. И Новый год здесь ни при чем.

Автор — доктор искусствоведения, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Читайте также
Прямой эфир