Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Синдром «Щелкунчика»

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, сможет ли самый новогодний спектакль снова стать балетом
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

25 ноября в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) представили премьеру балета «Щелкунчик». Он длится 2 часа 15 минут с одним антрактом. Композитор: Петр Чайковский. Хореограф: Юрий Посохов. Художник-постановщик: Полина Бахтина. Дирижер-постановщик: Иван Никифорчин. Художник по костюмам: Сандра Вудалл. Видеохудожник: Сергей Рылко. Билеты продают в кассах театра и на официальном сайте.

Казалось, что здесь особенного? Премьера как премьера. Это ведь прямая задача театров — обновлять репертуар, радовать зрителя разнообразием предложений, не так ли?

Увы, не так. И именно со «Щелкунчиком». Из просто спектакля он превратился в околотеатральное событие. Он про что угодно, только не про искусство.

Пройдите от МАМТа вниз по Большой Дмитровке к кассам ГАБТа — там видна большая головная боль главного театра страны. Называется она продажей билетов на «Щелкунчика». Желающим посетить спектакль за вменяемые деньги предстоит сначала записаться в очередь, прийти на перекличку, получить заветный браслет для входа в кассу и, наконец, на третий день бдений приобрести вожделенный билет. По паспорту. Строго на себя и жену (мужа). А также на двух ребятишек — по предъявлении свидетельства о рождении. Ловите момент, наслаждайтесь. Второй раз в декабре-январе отправиться на самый новогодний балет (праздники-то длинные, хочется прекрасного) уже не получится. На те же фамилии места не продадут. Но сайты объявлений пестрят предложениями. Если не хотите мерзнуть в очереди и пытаться выцепить пару билетов на сайте, куда сгружаются оставшиеся от очных продаж билеты, — вам туда. Раскошелиться, конечно, придется, и не факт, что не подсунут фальшивку, но чем не рискнешь ради сладкой триады: Новый год, Большой театр, «Щелкунчик».

В зрительских чатах и СМИ периодически всплывают предположения о заинтересованности в этом ажиотаже Большого театра. Дескать, на хайпе имеет куш и руководство в целом, и отдельные кассиры в частности. Но в том-то и дело, что Большому театру ажиотаж с продажами точно не нужен — себе дороже. Он нужен нам с вами. Спекулянтское предложение реагирует на наш спрос. Эти ребята знают, что новогодний поход на «Щелкунчик» в Большой театр давно уже не культурное мероприятие, а статусный выход: сходил сам и семью выгулял. Молодец.

Давайте-ка спросим себя: на что идем, что смотрим? За что ежегодно мерзнем у касс и отдаем жуликам свои трудовые? За что рубимся и плачемся в соцсетях? Немногие, поверьте, скажут, что хотят посмотреть замечательный балет Юрия Григоровича в потрясающих декорациях Симона Вирсаладзе на великую музыку Петра Ильича Чайковского. Немногие знают, что это не радостное новогоднее шоу, а трагическая повесть о тщетности желаний. И кто для них станцует в этот вечер (утро), тоже не знают. Разве что завзятые балетоманы обозначат свои предпочтения, но таких на «Щелкунчиках» единицы.

В основном — признаемся себе честно — мы ходим на люстру посмотреть, позолотой полюбоваться, по царскому фойе пройтись, шампанского выпить — и чтобы обязательно эти радости случились под Новый год. Вот, собственно, и все удовольствия. Что до постановки, то замени балет Григоровича на спектакль кого-то другого, мы не заметим. Сыграй оркестр не Чайковского, а, скажем, Высоцкого, — тоже. Потому что не на спектакль ходим, а приобщаемся к высокому статусу новогодних зрителей в Большом театре.

Вернемся к МАМТу. В чем значимость этой премьеры? Не в том, что Юрий Посохов со товарищи создали выдающийся спектакль на все времена. На самом деле постановка крепкая, профессиональная, что называется, сделанная, но не более. Претензий к ней можно предъявить достаточно. Декорация в виде детской книжки-раскладушки упирается в колосники и, несмотря на распахнутое в финале окно и колышущий шторы ветер, не спасает от клаустрофобии. Артистки по американской традиции танцуют без трико. Голые ноги в сочетании с пачками и пуантами вызывают не восхищение резвостью их обладательниц, а жалость к натруженным конечностям. Оркестр волею дирижера играет в полтора раз медленнее, чем требует музыкальный вкус и потребности танцовщиков.

Тем не менее «Щелкунчик» МАМТа — бесспорное событие. О нем можно и нужно говорить как о произведении искусства. И оценку ему давать как художественному, а не социальному событию, каким воспринимается сегодня «Щелкунчик». От нас зависит, будет ли это продолжаться либо балет снова станет балетом.

В России, слава Богу, мало кто захочет бичевать расизм в китайском танце и возмущаться Дроссельмейером-мужчиной, в то время как он должен быть трансгендером. Но у нас есть свой пунктик — пресловутый синдром времени (Новый год) и места (Большой театр). Время оспаривать бесполезно, и МАМТ тут в тренде: анонсирует свой спектакль как «непременный атрибут Нового года наравне с праздничной елкой, мандаринами и салатом оливье». Но место можно поменять.

Надбавка за горячую дату в МАМТе существенно ниже, чем в ГАБТе. Сейчас, если верить официальному сайту, самый дорогой билет 31 декабря там стоит 15 тыс. рублей (в 10 раз дешевле, чем самый дешевый у спекулянтов Большого), но уже 2 января на то же место можно сесть за 6 тыс. Ну а те, кто будет смотреть «Щелкунчика», скажем, в феврале или марте, заплатят только за спектакль. Все-таки искусство — это искусство. И Новый год здесь ни при чем.

Автор — доктор искусствоведения, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Прямой эфир