Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
На севере Перу выбросило на берег мертвую акулу второй раз за месяц
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Названы регионы с наибольшим увеличением пенсии по старости в 2026 году
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Экономика
Новостройки бизнес-класса подорожали в Москве до 22% в 2025 году
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Захарова пошутила об очереди на сайте минюста США для просмотра файлов Эпштейна
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
Уиттакер заявил об оставшихся финальных правках в решении конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Мир
Шеф Пентагона заявил о начале антитеррористической операции в Сирии
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о нанесении США ударов по целям ИГ в Сирии
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
The Guardian указала на важную деталь в речи Путина
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

Не породить насилие

Член СПЧ Александр Брод — про дискуссию о возвращении смертной казни после стрельбы в школе Ижевска
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Ижевске произошло громкое массовое убийство — 26 сентября мужчина ворвался в школу и открыл стрельбу по детям. Общество снова скорбит и негодует, призывает жестко наказывать за подобные преступления. Снова звучат призывы к смертной казни, к расправам.

Страсти улягутся, но останется вопрос: нужна ли смертная казнь? Это, можно сказать, вечный спор: и сторонники, и противники смертной казни были всегда, с древних времен.

Если говорить о настроениях россиян, то три года назад фонд «Общественное мнение» проводил соответствующий опрос. Тогда 69% опрошенных выступили за применение смертной казни. Это говорит о том, что общество разогрето и готово принять эту жесткую форму наказания. Но стоит ли в этом вопросе идти на поводу у общества?

Хотелось бы рассмотреть доводы за и против. Во-первых, если говорить с религиозной, философской точки зрения, то жизнь дается свыше. И не простым смертным решать вопрос о том, лишать ли жизни других. Вправе ли люди вершить этот суд?

Второй момент, который важен для меня как для правозащитника, — это печальное состояние нашей системы правосудия. Ежедневно получаю жалобы на проблемы в ходе следствия, на необъективные решения судебных инстанций, на низкий профессионализм судей, прокуроров, следователей, правоохранителей. Очень много заявлений о заказных, сфабрикованных делах, которые совершаются для устранения конкурентов, особенно в сфере бизнеса. Защита и родственники обвиняемых очень часто указывают на вопиющие нарушения Уголовно-процессуального кодекса. Есть жалобы на то, что не воспринимаются доводы защиты, отсутствует состязательность сторон правосудия.

Сейчас, когда Россия вышла из Совета Европы и институт Европейского суда по правам человека перестал работать, возникает вопрос, куда можно жаловаться. Альтернативная международная судебная инстанция пока только в стадии проработки. Поэтому человек остается один на один с порой безжалостной машиной, которая не воспринимает доводы в защиту его прав. И очень высок риск неправосудных приговоров и лишения жизни невинных. Даже в 1970–1980-е годы, когда в системе работало много профессионалов и не было такого уровня коррупции, существовали случаи неправосудных приговоров, неоправданного применения смертной казни. Например, в 1983 году был приговорен к высшей мере Александр Кравченко — за изнасилование и убийство малолетней девочки. Оказалось, преступление было совершено серийным маньяком Чикатило. Но Кравченко уже был расстрелян, и эту жизнь невозможно вернуть. Поэтому возникает вопрос, что если применяется высшая мера, то под каток могут попасть невинные люди.

Следующий момент — применение смертной казни будет порождать ответную жестокость. Нужно задуматься о том, кто станет исполнять эти смертные приговоры. Это будут люди с изломанной психикой, жестокие и агрессивные. И сами по себе они будут представлять уже угрозу для общества. А как они будут воспитывать собственных детей, какая обстановка будет царить в их семьях? Человек, исполнивший смертный приговор, придя домой, вряд ли будет излучать миролюбивую энергетику.

И само общество будет постоянно требовать новых жертв. Открыв ящик Пандоры, «радетели за порядок» будут постоянно выступать за расширение составов преступлений, за которые могут осудить на смертную казнь. Сегодня это предлагается в отношении маньяков и убийц, завтра это будут иноагенты, потом кто? Найдутся и другие потенциальные жертвы.

Еще один фактор, о котором часто говорят правоведы — это то, что смертная казнь не является сдерживающим фактором. Характерный пример, на который любят ссылаться: в древности, когда на площадях вершились публичные казни за воровство, воришки в этот момент обчищали карманы у собравшихся зевак. Во многих странах, где применяется смертная казнь, например в Китае, Иране, Египте, Саудовской Аравии, Сирии, преступлений по-прежнему много.

У нас есть мораторий на смертную казнь. И есть альтернативные формы наказания, в частности пожизненное лишение свободы. И эта мера, как и говорят сами осужденные, является тяжкой и невыносимой. Поэтому мне кажется, что она даже более страшная, чем смертная казнь.

Если говорить о применении смертной казни в отношении экстремистов, террористов, для тех, кто действует, исходя из радикальных, фанатичных соображений, то умереть за идею — высшая цель. Поэтому смертная казнь их никоим образом не остановит.

На мой взгляд, гораздо более эффективным станет воспитание правового сознания. Это зависит и от нашей системы образования. От качества работы правоохранительных органов. Нужно, чтобы совершенствовалась система правосудия, о чем неоднократно Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте (СПЧ) говорил главе государства. Это и воспитание культуры. Целый комплекс мер, который должен быть направлен именно на создание правового, культурного, цивилизованного государства, где нормы права и гуманизма будут в приоритете.

Конечно, до этого еще нам очень далеко. Нужны своевременные меры, которые помогут предотвратить преступления, подобные тем, что произошло в Ижевске. Это должная охрана наших учебных заведений, работа психологов с молодежью, выявление проблемных подростков в школах, в вузах. Мониторинг социальных сетей со стороны общественных организаций, правоохранителей. Ведь радикалы очень часто о своих идеях, взглядах говорят в социальных сетях, и таким образом их можно выявить, предотвратить возможные преступления.

Я убежденный противник смертной казни. Россия потеряла очень много талантливых невиновных людей, особенно в период сталинских репрессий. До сих пор эти потери сказываются в разных сферах. Мы перевыполнили план по жестокости и расстрелам. Поэтому давайте будем изыскивать эффективные и вместе с тем гуманные меры, для того чтобы защитить себя от терроризма, экстремизма и массовых убийств, но не порождать новое насилие.

Автор — член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир