«Сезон» открыт: какой фестиваль запустили на месте «Кинотавра»
Семь крупнейших российских стримингов открыли фестиваль «Новый сезон» в Роза Хуторе. В программе — полнометражные фильмы и сериалы, круглые столы и мастер-классы. Смотр обещает стать главной «витриной» российского онлайн-контента и обозначить ближайшие перспективы его развития. «Известия» объясняют, почему свято место «Кинотавра» всё еще пусто и что делает «Новый сезон» особенно важным для развития индустрии.
Интрига сезона
Одна из главных интриг киномероприятий этого года — фестиваль «Новый сезон», который среди профессионалов и обычных зрителей известен как «замена «Кинотавра». Ранее президент самого «Кинотавра», главного смотра авторского кино в стране и главной индустриальной дискуссионной площадки, Александр Роднянский объявил о том, что он фестиваль в этом году проводить не станет. Но это не значит, что между «Кинотавром» и «Новым сезоном» можно ставить знак равенства.
Общего у двух ивентов немало. Во-первых, это снова Сочи, правда, в данном случае не театр «Зимний» и гостиница «Жемчужина», а курорт Роза Хутор недалеко от Красной Поляны. Во-вторых, снова сентябрь, как и у последних «Кинотавров». В-третьих, та же техническая команда, что делала «Кинотавр», во главе с продюсером-менеджером Полиной Зуевой. В-четвертых, все опять прежде всего для индустрии и журналистов, хотя в этот раз обитатели Роза Хутора могут купить на сеансы билеты. В-пятых, есть программа полнометражных фильмов и сериалов: на последнем «Кинотавре» онлайн-платформы тоже представляли свои новые сериальные проекты.
И всё же, несмотря на все сходства, которые можно было бы перечислять дальше, «Новый сезон» — это совсем другое мероприятие. И он отличается не только от «Кинотавра», но и от всех остальных смотров сериалов, которых сейчас становится с каждым годом всё больше.
Это мероприятие, которое основано семью крупнейшими российскими онлайн-платформами, чье руководство составило попечительский совет фестиваля. Okko, more.tv, ivi, Premier, Kion, «Кинопоиск» и Start — все эти платформы сами организовались и выставили на «витрину» свои наиболее перспективные сериальные и онлайн-проекты. Нет программного директора, отборочной комиссии, кураторов — ничего, что свойственно обычным фестивалям.
— Хочу сказать спасибо коллегам, которые накинулись на эту идею, — отметил генеральный продюсер Start Эдуард Илоян, председатель попечительского совета в этот раз (ежегодно эту должность будут занимать разные люди). — Идея очень прорывная. Онлайн-платформы создают моду — на большие сериалы, например, которые можно смотреть на большом экране.
Затмить полный метр
Как сообщалось, попечительский совет фестиваля в итоге выберет победителя в номинации «Открытие «Нового сезона». Никакого другого жюри на фестивале не будет — это еще одно его отличие от «Кинотавра». Но будет зрительское голосование в номинациях «Лучший фильм», «Самый ожидаемый сериал», «Герой «Нового сезона» и «Героиня «Нового сезона». Поскольку зрители все собрались профессиональные, то, вероятно, их решение как минимум повлияет на судьбу тех шоу, «пилоты» которых будут здесь представлены.
Еще одна важная особенность «Нового сезона»: полный метр тут — далеко не главная программа, скорее она довесок, который, впрочем, подчеркивает амбиции платформ стать основными игроками и на поле производства и проката полнометражного кино. В том числе в кинотеатрах. Такие опыты уже были за последние годы, некоторые оказались очень успешными, и ясно, что в планах стримингов занять и эту нишу.
Но отношение к полному метру пока спокойное. Единственной громкой премьерой в этом формате останется фильм открытия «Нового сезона» — «Голиаф» Адильхана Ержанова, который участвовал в Венецианском кинофестивале. Режиссер вообще в этом году в российском кино человек года, у него недавно вышел «Штурм», теперь — «Голиаф», который тоже скоро окажется в прокате, плюс Ержанов сейчас снимает сериал «Замерзшие» для ivi. Востребованность специалиста понятна: режиссер не только исключительно талантлив и разнообразен в плане жанровой палитры, он еще и работает очень быстро, а фильмы у него все малобюджетные. Плюс международная известность и русскоязычность. Например, «Голиаф» большей частью снят на русском языке с редкими вкраплениями казахской речи, больше для колорита, а по жанру это что-то среднее между вестерном и «Левиафаном» Андрея Звягинцева. Местный бандит убивает жену и брата главного героя, и протагонист подумывает о мести, но на руках у него маленькая дочь, и что ее ждет, если он возьмет в разбитые и переломанные руки оружие? Фильм заслуживает отдельного разговора, а про остальные премьеры фестиваля стоит заметить, что некоторая часть фильмов уже была представлена на других смотрах. А «Экспресс» даже победил на фестивале «Окно в Европу» в Выборге.
Что касается сериалов, то понятно, что платформы здесь большей частью представляют имиджевые, а не бронебойно-коммерческие хиты. Например, это «Аврора» Романа Волобуева для more.tv о девушке, которая страдает провалами в памяти и отсутствием эмпатии, хотя работает в службе психологической поддержки. Это «Алиса не может долго ждать» Наталии Мещаниновой, которая в прошлом году сняла сериал «Пингвины моей мамы», попадающий сразу во все болевые точки современного московского общества. Это «Надвое» с Александром Петровым и Данилой Козловским — сериал, которого все ждали в 2021 году, но он выйдет только в конце этого сентября, но сначала заявит о себе на «Новом сезоне».
Кроме того, будут еще деловые программы, обсуждения, круглые столы — фестиваль сразу заявляет о себе как о мероприятии, которое планирует остаться всерьез и надолго. Не как альтернатива «Кинотавру», а как деловой форум трендсеттеров и опинионмейкеров, которыми российские стриминги стали за последние годы.