Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
«Почта России» запустила доставку из европейских интернет-магазинов
Авто
В Россию привезли хэтчбек Suzuki Baleno
Мир
В РАН заявили о давлении США на Британию в вопросе отношений с Китаем
Культура
Минкультуры инициировало конкурс на создание пьес о героизме военных России
Мир
В КНР заявили о готовности вместе с РФ поддерживать энергобезопасность в мире
Здоровье
В Роспотребнадзоре заявили о нарастании активности вирусов гриппа и ОРВИ
Мир
Итальянский генерал призвал НАТО сосредоточиться на Ираке из-за влияния Москвы
Мир
Лукашенко простился с главой МИД Белоруссии Макеем
Экономика
Новак предрек дефицит предложения в случае введения потолка цен на нефть из РФ
Мир
Эрдоган отказался отчитываться за военные операции на севере Ирака и Сирии
Мир
Вице-премьер Молдавии предупредил о возможных массовых отключениях электроэнергии
Мир
Сечин заявил о росте товарооборота РФ с Китаем до $180–190 млрд по итогам года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На фоне кризиса малый и средний бизнес стал активно вводить рассрочку для увеличения продаж. Так, число заявок от компаний на подключение к BNPL-сервисам (buy now pay later, «покупай сейчас — плати позже») с февраля-марта в сегменте одежды и обуви выросло на 60%, косметики — на 45%, товаров для дома — на 80%, а, например, медицинских услуг — на 65%. Об этом «Известиям» сообщили в сервисе по предоставлению рассрочки Flexipay. Большинство предприятий отметило, что повысили цену товаров в марте на 15–50%, поэтому стали рассматривать рассрочку для стабилизации продаж. В «Тинькофф», Совкомбанке и «Яндекс Маркете» подтвердили рост спроса со стороны бизнеса и россиян на BNPL-формат. Однако ЦБ увидел риски такого вида оплаты и рассматривает варианты регулирования этого сегмента.

Денежки потом

В условиях повышения цен россиянам начали активно предлагать купить товары в рассрочку по принципу BNPL, то есть оплачивать их равными частями в течение небольшого периода времени без дополнительных процентов. Число заявок от компаний малого и среднего бизнеса на подключение такой рассрочки значительно выросло с февраля-марта нынешнего года: в сегменте товаров для дома их количество увеличилось на 80%, в сфере медицинских услуг — на 65%, одежды и обуви — на 60%, а косметики — на 45%. Об этом «Известиям» рассказали в сервисе Flexipay, который провел опрос представителей малого и среднего бизнеса (МСП).

бнпл
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

По данным исследования, в начале года опция рассрочки была внедрена лишь у каждой пятой компании, однако их количество значительно повысилось с февраля. На текущий момент порядка 35% МСП предлагают такую опцию покупателям, еще 20% выбирают BNPL-сервис и способы предоставления рассрочки, 30% рассматривают такую возможность в будущем и только 15% считают, что не нуждаются в подобных услугах. Большинство компаний отметило, что в марте им пришлось повысить стоимость товаров в среднем на 15–50%, из-за чего объемы продаж упали. Для их стабилизации многие предприятия начали предлагать клиентам рассрочку, рассказали в Flexipay.

Участники рынка подтвердили повышение спроса к BNPL-продуктам. Ежемесячное число заявок от бизнеса на подключение этого инструмента выросло на 25% с февраля по август, рассказал директор по продукту «Долями» (сервис «Тинькофф») Дмитрий Серегин. При этом в марте показатель увеличился на 50% к предыдущему месяцу. Одновременно с этим рос и интерес населения к такому способу оплаты. Повышение спроса бизнеса на BNPL-сервисы объясняется поиском дополнительных возможностей для наращивания продаж в период ускорения инфляции и значительных скачков процентной ставки. Оплата частями позволяет привлечь больше клиентов и увеличить средний чек, отметил Дмитрий Серегин.

Запросы на подключение растут на 50% каждый месяц за последний квартал, сейчас даже сформировалась очередь из желающих, сообщил управляющий директор Совкомбанка Александр Дворский. Он добавил: этот инструмент подходит для всех сегментов ритейла. На днях компания запустила сервис в «Спортмастере», при этом хорошие результаты показывает и сервис в сети Hoff.

В «Яндекс Маркете» также отмечают постоянный рост интереса покупателей к BNPL-сервису «Сплит», рассказали в пресс-службе. При таком способе клиент платит четверть стоимости товара в момент покупки, а оставшаяся сумма списывается равными частями раз в две недели. При этом продавцы получают всю сумму сразу после заказа.

яндекс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Справка «Известий»

Сегмент BNPL начал набирать популярность в России в период пандемии. На этом рынке уже работают «Тинькофф» («Долями»), «Яндекс» («Сплит»), ЦФТ (PayStep) и маркетплейс Ozon. В начале этого года карты рассрочки также запустили в Совкомбанке, а сервис «Дели на части» — в МФО «Арифметика» (входит в OR Group). Деятельность BNPL-сервисов пока не регулируется в РФ.

В Банке России рассказали «Известиям» о рисках приобретения товара с помощью BNPL-сервиса. Опасность для клиентов при такой услуге — отсутствие договора потребкредита, это лишает гражданина ряда значимых прав и гарантий. Например, ограничения по уступке прав по таким договорам и предельного значения штрафа за просрочку. Кроме того, данные о подобных обязательствах отсутствуют в бюро кредитных историй, что не позволяет профессиональным кредиторам верно оценить долговую нагрузку граждан при обращении за ссудами, сообщили в Центробанке. Там добавили, что рассматривается возможность сближения регулирования потребительского кредитования и услуг рассрочки.

«Известия» направили запрос крупнейшим ритейлерам в сегментах товаров для дома, одежды, обуви и косметики о предоставлении такой рассрочки и спросе на этот фининструмент со стороны россиян.

Кризисный спрос

Рост популярности сервисов формата BNPL связан с тем, что с начала марта банки ужесточили условия и стали чаще отказывать закредитованным и недисциплинированным заемщикам. При этом на возможность воспользоваться услугами такого сервиса кредитная история не влияет, рассказал эксперт «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. Кроме того, этот фининструмент не предполагает каких-либо дополнительных платежей от клиентов как в случае с классическими программами рассрочки, отметил эксперт.

рассрочка
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Этот сервис появился в России недавно. При этом на текущий момент количество его клиентов уже превышает 3 млн, — оценил генеральный директор финансовой экосистемы Unicom Дмитрий Африканов.

Спрос на услуги BNPL-организаций продолжит расти, ожидается активное использование этого механизма на площадках крупных маркетплейсов, поскольку с началом осени восстановится потребительская активность, считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Николай Переславский.

Возможность оформления такой рассрочки может появиться у онлайн-ритейлеров и обычных продуктовых магазинов, так, граждане будут покупать сейчас, а расплачиваться за них в течение нескольких недель или месяцев, отметил Николай Переславский. Он также ожидает, что этот сервис будет внедрен и в онлайн-сегменте туристических организаций, что может привести к оживлению потребительской активности.

Однако сегмент BNPL достаточно молодой, поэтому во избежание рисков он требует регулирования, считает директор СРО НАПКА Борис Воронин. По уровню риска такая рассрочка близка к POS-кредитованию, кредитным картам, полагает эксперт. При этом у BNPL более короткий срок займа, поэтому риски у нее также ниже, так как платежеспособность клиента за три-четыре месяца существенно не меняется.

Читайте также
Реклама