Оборотная сторона: бизнес просит вернуть внеплановые проверки
Бизнес попросил Минпромторг отменить мораторий на проверки, который введен в РФ до конца 2022 года. Об этом сказано в письме в ведомство, которое подписали представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Национального обувного союза, Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности и других организаций («Известия» ознакомились с документом). Предприниматели указали: чтобы привлечь к ответственности нелегальных производителей товаров, надзорные органы должны провести проверку, но сейчас не могут этого сделать. Поэтому добросовестным участникам рынка приходится конкурировать с продавцами более дешевого контрафакта, а возвращение инспекций сняло бы эту проблему, полагают в деловом сообществе. Впрочем, экономисты полагают, что при нынешней ситуации в экономике в ослаблении контроля за бизнесом больше плюсов, чем минусов.
Снять ограничение
До конца 2022 года в России действует мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса: надзорные органы не могут проводить инспекции, находить нарушения и наказывать компании. Впрочем, в деловом сообществе видят в этой ситуации и минусы.
Например, на рынке меховых изделий, обуви и некоторых товаров легпрома крупные компании соблюдают правила идентификации и продажи такой продукции. Но сейчас им приходится конкурировать с производителями контрафакта, чей оборот увеличивается на фоне моратория на проверки. Это следует из письма в Минпромторг за подписями представителей Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Национального обувного союза, Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Российского пушно-мехового союза и других бизнес-организаций. «Известия» ознакомились с документом.
Хотя возможности для выявления нарушителей сейчас есть, уверены предприниматели: оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — может отслеживать и анализировать информацию о товарах с марками. У организации есть автоматизированная система управления. Она фиксирует нарушения, если компания пытается ввести в оборот товар без сопроводительных документов, которые подтверждают безопасность и качество продукции. Дальше эти данные передают в контрольно-надзорные органы. К примеру, в июле центр зафиксировал более 8 млн нарушений при продаже товаров легпрома. По оценкам ЦРПТ, в том месяце недобросовестные производители пытались продать продукцию на 1,7 млрд рублей.
Ранее бизнес объединился с Роспотребнадзором, а также ЦРПТ и составил список индикаторов, которые позволяют зафиксировать нарушителей режима обязательной маркировки. Среди критериев есть такие: например, если покупатели в течение полугода пожаловались на товар более десяти раз через мобильное приложение «Честный знак» (позволяет удостовериться, подлинная ли марка на товаре). Или если доля возвращенной потребителями продукции составила 20% в течение месяца. Именно на основе этих данных надзорные органы могли бы проводить проверки. Для этого стоит отменить мораторий на контрольные мероприятия, уверены производители и продавцы.
Важнее контрафакта
С того момента, как в России ввели мораторий на проверки (весна 2022 года), процесс обеления рынка продолжается, но идет он более низкими темпами, чем до этого, сказала «Известиям» глава товарной группы «Легпром» ЦРПТ Анна Петрушина. Снятие запрета на инспекции позволит контролирующим органам более динамично очищать рынок от товаров неустановленного происхождения, добавила она. По мнению эксперта, это повысит конкурентоспособность добросовестных предпринимателей.
— С точки зрения торговли единственный способ защитить права потребителей и обеспечить доминирование на рынке легальной продукции — это ввести ограничения моратория на 2022 год, — сказали «Известиям» в АКОРТ.
Ритейл уверен: следует вернуться ко внеплановым проверкам оборота меховых изделий, обувных товаров и товаров легкой промышленности. Но в ассоциации считают, что мораторий на проверки следует отменять лишь в отношении недобросовестных участников рынка, нарушения которых зафиксировали в системе «Честный знак».
Страна находится в форс-мажорных обстоятельствах, бизнес вынужден решать достаточно серьезные проблемы, которые связаны, например, с поставками сырья и товаров из-за рубежа, а также и с логистикой, сказал «Известиям» директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Поэтому сейчас не время концентрировать внимание на маркировке продукции и росте контрафакта в некоторых отраслях непродуктового рынка, считает он.
— В таких условиях следует поддержать бизнес, несмотря на риски увеличения контрафакта в РФ, максимально снять административные барьеры. Это позволит «удержать» ситуацию. Тем более что нелегальная продукция существует на рынке, а маркировка распространена лишь на часть товаров, — отметил эксперт.
У всякого решения есть плюсы и минусы, в создавшейся ситуации выгод от моратория на проверки больше, чем от его отмены, добавил экономист. При этом запрет на проверки введен на определенное время — лишь до конца года, напомнил он.