Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ предрекли ослабление евро после возможного изъятия активов России
Мир
FT сообщила о планах SpaceX вернуть статус самого дорогого стартапа
Происшествия
В Горловке в результате атаки ВСУ разрушен частный дом
Мир
Bloomberg сообщило о наступлении решающей фазы в конфликте на Украине
Мир
Дмитриев поддержал Дурова в критике европейской цензуры
Мир
На Западе указали на трудности для Европы в попытках избежать раскола с США
Общество
Кадыров пообещал дать ответ ВСУ за атаку на Грозный
Мир
Автомобиль въехал в толпу на рождественской ярмарке в Сент-Анне
Общество
В ГД раскритиковали агрессивное навязывание псевдоценностей в Европе
Армия
Силы ПВО уничтожили пять украинских беспилотников над Ленинградской областью
Мир
Путин заявил о продолжении укрепления многоплановых связей РФ и Киргизии
Мир
Политолог заявил об израсходовании Европой российских активов
Общество
Глава СК поручил доложить о деле устроившего спарринг с памятником бойца ММА
Армия
ВС России в ответ на террор украинской армии поразили предприятия ВПК Украины
Происшествия
Возгорание произошло на крыше МКД из-за атаки БПЛА в Рязанской области
Общество
В Госдуме рассказали о мошеннической схеме с «новогодними открытками»
Общество
Экс-супруге Бондарчука могут назначить новые штрафы за неуплату предыдущих
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Многие из наших современников уверены, что сегодня настоящего старовера можно встретить разве что в дикой сибирской тайге. Однако на самом деле они живут в современных мегаполисах или деревнях неподалеку от больших городов, где гармонично соседствуют с самыми обычными дачниками. Корреспондент «Известий» побывал на настоящей старообрядческой службе, где поют и молятся так же, как это делали это в средневековье. И увидел, как жителям деревни Лампово Ленинградской области, которую заселяют потомственные последователи «старой веры», в век интернета удается сохранять тысячелетние традиции предков.

Как тысячи лет назад

Полумрак в храме иконы Знамения Пресвятой Богородицы в районе Рыбацкое на окраине Петербурга разбавляют только тонкие свечи. В храме не больше 15 человек: женщины в платках и длинных юбках, мужчины, в основном с бородами, дети. У алтаря нараспев читают священные тексты. Если внимательнее прислушаться, можно узнать заповеди блаженства из Писания. В какой-то момент к чтецу присоединяется мужской голос. Его необычное звучание напоминает горловое пение, которое можно услышать у коренных народов Сибири или на Тибете. Кажется, песня пробуждает генетическую память, а воображение рисует былинные образы.

Старовер Владимир

Старовер Владимир

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Отличия между нашей и службой в патриаршей церкви (РПЦ) очень существенные. Мы беспоповцы (течение в староверии, в котором нет духовенства. — «Известия»), поэтому священническая часть у нас изменена. Но вся служба проходит без сокращений, что у РПЦ сейчас можно встретить только в монастырях. Поклоны мы все совершаем одновременно. А пение, которое вы слышали, никогда не было сочинено каким-то композитором. Оно исполняется по тем нотам, которые были до раскола. Так пели в древней церкви, и там много распевов, которые сейчас уже не используются, — объяснил старовер Владимир.

Храм принадлежит Древлеправославной поморской церкви — одному из официальных религиозных объединений, созданных старообрядцами, или, как они сами предпочитают себя называть, староверами. В середине XXVII века в результате богослужебной реформы патриарха Никона, которую поддержал царь Алексей Михайлович, в русской церкви произошел раскол. Часть духовенства и верующих не приняли изменений в богослужебный чин, введенных для унификации с греческой христианской традицией, за что были преданы анафеме и преследовались официальной церковью и властями. Несмотря на это, староверам удалось сохранить свою самобытную религиозную культуру, которая была общей для всего русского народа до раскола.

Борода и косоворотка

— У старовера должны быть две вещи: борода и косоворотка, — шутит дядя Женя, поправляя ворот традиционной русской рубахи, которую он надел, чтобы позировать столичному фотокорреспонденту.

дядя Женя

Дядя Женя

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В деревне Лампово моего собеседника знают буквально все благодаря небольшому музею, устроенному на чердаке видавшего виды дома 1889 года постройки. Здесь приспособления дореволюционного крестьянского быта соседствуют с советскими армейскими фуражками, а сабля офицера императорской армии хранится вместе с красным вымпелом с характерным профилем Владимира Ильича. Местные несут сюда всю свою «старину», сохранившуюся от прабабок. А о том, что время ничего не щадит, напоминают телефоны из 1990-х, которым теперь место только на музейных полках.

— Я родился в 1946 году в семье староверов, когда уже начался период атеизма. Вроде бы ребенка надо крестить, но родители уже не очень хорошо к этому относились. А бабка взяла и отнесла зимой в молельную и полным окунанием крестила. Они там воду не греют, но почему-то никто не простужается. Я крещен в старообрядчестве, но был и пионером, и комсомольцем. А на старости лет не то что окунулся в веру, но хожу на службы. Верующим меня назвать нельзя, но и атеистом я, наверное, уже не являюсь, — охотно рассказал о себе дядя Женя.

Село Лампово в Гатчинском районе Ленинградской области когда-то было полностью старообрядческим. Староверы пришли сюда в середине XVIII века, когда начинали строить Петербург и требовалась рабочая сила. По всей видимости, здесь обосновались выходцы из Вологодской и Архангельской губерний. Война и советское время принесли перемены. Кто-то уехал, а кто-то, как родители дяди Жени, отошел от веры. Старообрядцы продолжают жить в округе, но около половины домов теперь принадлежит дачникам.

председатель ламповской старообрядческой общины Денис Ермолин

Председатель ламповской старообрядческой общины Денис Ермолин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Все это рассказал мне председатель ламповской старообрядческой общины Денис Ермолин, проводя небольшую экскурсию по единственной сохранившейся в районе молельни. Моему гиду нет еще сорока, он потомственный старовер, выпускник СПбГУ и профессиональный этнограф. Местные старообрядцы, как и в Рыбацком, — беспоповцы. Денис сам проводит службы и развивает свой приход. По его словам, костяк общины насчитывает около 50 человек. Со стороны сегодняшняя жизнь в деревне напоминает своего рода религиозное возрождение.

Старообрядцы — это не столько про старинные прялки и патриархальный уклад жизни, сколько про религию и сохранение культурных основ. Хотя если вы поедите в Сибирь, то найдете там и прялки, и всё, как было в XIX веке. Но и они пользуются бензопилами, просто потому что так удобнее. Мы же, в конце концов, не амиши (религиозное движение, представители которого отказываются от современных технологий. — «Известия»), — объяснил Денис.

Насколько строгий уклад жизни поддерживают представители общины, зависит от конкретной семьи. Но большинство старообрядцев соблюдают правило не есть из одной посуды с иноверными, поэтому в их домах обычно есть отдельный набор для гостей. Также они строже придерживаются поста, чем это допускается в патриаршей церкви. Часто старовера можно узнать и по необычному древнерусскому имени, потому что в общине продолжают называть детей в честь святого, в день памяти которого они родились.

дети
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Не сосчитать

Белокурые Феодосия и Ульяна, дочери Дениса, бегают босиком по траве во дворе молельни и играют с кошкой Мусей, которая смиренно терпит все детские проделки. Члены общины собираются в столовой — сегодня субботний лекторий. Тема лекции — «История возникновения старообрядческих согласий». Заняв один из столов и завладев вниманием пришедших, высокий мужчина с длинной бородой начинает рассказ о сложной истории староверчества, которое породило внутри себя множество диковинных религиозных течений. Особый акцент лектор делает на том, что, согласно законам и церковным уставам, правы были те, кто сохранил верность «старой вере», а не те, кто принял никоновскую реформу.

Старообрядческая община в Лампово — типичная для современной России, рассказал мне после лекции председатель новгородской староверческой общины Алексей Безгодов. Сказать, сколько вообще старообрядцев в стране, невозможно, так как даже при переписи населения в анкете нет графы «религиозная принадлежность». По дореволюционным оценкам, «старой» веры придерживались 15–20% жителей Российской империи.

председатель новгородской староверческой общины Алексей Безгодов

Председатель новгородской староверческой общины Алексей Безгодов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Правила староверов подчинены христианским канонам, поэтому, когда мы начинаем говорить о традициях старообрядцев, часто оказывается, что это просто христианские традиции, которые мы сохранили, — говорит Алексей.

— А вам легче найти общий язык с христианином другого течения или с атеистом?— спрашиваю я.

Как ни странно, сейчас мне легче найти общий язык с мусульманином, потому что они сохраняют древние традиции, которые очень схожи со староверами, — ответил Алексей.

Кроме представителей старообрядческой общины Лампово его лекцию увидели и подписчики одного из Telegram-каналов, где была организована прямая трансляция. Вот так древность естественно соединяется тут с современностью.

Читайте также
Прямой эфир