Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан допустил потерю Рютте своего поста после угроз России
Общество
Россияне прислали свыше 1,2 млн вопросов на прямую линию с Путиным
Общество
Кадыров пообещал сделать всё для предотвращения атак дронов ВСУ
Армия
Силы ПВО за четыре часа сбили 56 украинских беспилотников над регионами России
Общество
МВД предупредило о схеме мошенничества под видом проверки качества воды
Спорт
Генассамблея FIDE отложила вопрос допуска российских шахматистов до соревнований
Мир
Зеленский заявил об отсутствии желания держаться за кресло президента Украины
Спорт
Журналист сообщил о желании наследного принца Саудовской Аравии купить «Барселону»
Политика
Кадыров заявил о готовности идти на выборы главы Чечни в 2026 году
Происшествия
Мирный житель села в Брянской области погиб в результате атаки дрона ВСУ
Общество
В ГД предложили разрешить слежку за экс-заключенными с помощью камер
Мир
Стармера призвали удалить вышедшее после теракта в Сиднее поздравление с Ханукой
Мир
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в Брауновском университете
Мир
СМИ раскрыли личность обезвредившего нападавшего в Сиднее мужчины
Происшествия
Пятилетняя девочка пострадала при атаке украинского БПЛА в Белгородской области
Происшествия
Группа из 13 снегоходчиков пропала в Пермском крае
Спорт
Сборная «Россия 25» выиграла Кубок Первого канала
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Зрители оптимистично смотрят на перспективы импортозамещения в сфере кино, но ожидают от индустрии вдохновляющих фильмов, помогающих сохранять позитивный настрой. При этом за последний год потребность россиян в социально-значимом контенте выросла, равно как и уровень доверия к отечественным авторам. Об этом «Известиям» рассказали эксперты и производители контента в преддверии Russian Creative Week 2022 — четырехдневного мероприятия в парке Горького, на котором представители Национальной Медиа Группы (НМГ) представят исследование «Социальные эффекты кино» и рейтинг импакт-картин.

Доверять нашему кино

Исследование при поддержке НМГ провел Центр социального проектирования «Платформа» в мае-июне 2022 года. В опросе приняли участие 1400 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек. Кроме того, были организованы интервью с 55 экспертами, профессионально связанными с кинопроизводством, и две фокус-группы со зрителями топ-5 социально значимых фильмов.

— По итогам исследования мы видим, что за последний год потребность россиян в социально значимом контенте выросла, равно как и уровень доверия к отечественному кинематографу, — поделилась с «Известиями» гендиректор НМГ Светлана Баланова. — Это накладывает на нас, производителей и дистрибьюторов контента, особую ответственность.

фильмы
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Андрей Никеричев

Под социально-значимыми фильмами (иначе называемыми импакт-кино) в индустрии понимают работы, оказывающие какое-либо созидательное эмоциональное и вдохновляющее воздействие на зрителя. И если раньше качество кинопродукции оценивалось лишь по двум показателям — фестивальный успех и кассовые сборы, — то теперь всё чаще говорят о необходимости третьего критерия, степени позитивного влияния фильма на аудиторию.

Летом 2021-го те же организации — «Платформа» и НМГ — уже демонстрировали результаты изучения социального эффекта кино («Известия» рассказывали об этом). И хотя общая направленность осталась прежней — сомнений в необходимости импакт- контента и важности движения индустрии в эту сторону как не было, так и нет, цифры и детали изменились.

Запрос на вдохновляющие истории

Сегодня 60% россиян считают, что кино должно воспитывать и влиять на ценности человека — годом ранее такого мнения придерживались 55% респондентов. 82% российских зрителей позитивно оценивают качество производимого в стране контента. За последний год этот показатель также вырос на пять процентных пунктов. Последнее особенно важно в контексте ухода с рынка зарубежных кинопроизводителей.

— Мы видим, что у российского кино есть кредит доверия — зрители оптимистично смотрят на перспективы импортозамещения. Но этот аванс важно оправдать. Ключевой вызов — сохранить доверие молодого зрителя, — подчеркнула в беседе с «Известиями» кандидат социологических наук, гендиректор «Платформы» Мария Макушева.

И, конечно, на зрительских запросах не могла не сказаться сложившаяся в этом году геополитическая ситуация. По словам Марии Макушевой, тема экологии, ранее занимавшая одну из первых строчек в списке интересов молодой аудитории, отошла на второй план, уступив место теме конфликта.

зрители
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Киселев

Вместе с тем экономическая и геополитическая турбулентность в принципе повысила запрос на импакт-кино. Эксперты отмечают: в непростые времена людям хочется не просто развлекаться, но получать моральную поддержку от экранных историй.

— Общество должно искать опору в себе. А что еще может дать такую опору, как не кино и сериалы, зовущие к чему-то хорошему, светлому и важному? Сейчас как раз тот момент, когда людям нужны вдохновляющие истории. Что-то, что просто будет помогать им жить и фокусироваться на вещах, важных для нашей страны. Отношения родителей и детей, саморазвитие, вера в то, что мы всё можем и у нас всё получится… Импакт-контент — он про это, а не про назидательность, — уверен Никита Тихонов-Рау, режиссер, продюсер, сооснователь клуба «Хедлайнеры. Импакт Медиа».

Измерили влияние

Именно для того, чтобы измерить и обобщить социальную значимость кинопроектов, НМГ в партнерстве с клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа» и ЦСП «Платформа» запускает новый рейтинг российских фильмов с высоким социальным эффектом.

Рейтинг формируется на основе простой формулы: охват + индекс влияния. В свою очередь, индекс влияния включает следующие параметры: эмоциональный отклик, вовлеченность, влияние на мнение (оно же — изменение представлений зрителя) и стимул к действию.

— Задача рейтинга — определить кинематографические работы, которые оказали наиболее заметное влияние на ценностные представления и активность зрителей после просмотра фильмов, — поясняет Светлана Баланова.

«Батя»

Кадр из фильма «Батя»

Фото: INSIDE DSTR

Судя по результатам исследования, в лидерах рейтинга — такие проекты, как «Блокадный дневник» (очень высокий индекс влияния, но средний охват), «Батя» (противоположная ситуация), «Трудные подростки», «Ваша честь», «Небо», «Пальма», «Солнцепек».

И, надо полагать, в ближайшие годы подобных картин будет больше. По крайней мере, производители контента серьезно настроены на импакт. «Мы не можем не думать о социальных эффектах нашего продукта и результатах интеграции в контент помогающих инструментов. Мы хотим делать это системно и с прицелом на долгосрочное системное развитие рынка в этом направлении», — резюмирует гендиректор НМГ.

«Российская креативная неделя» проходит в парке Горького с 7 по 10 июля. Организаторами выступили Роскультцентр, АНО «Креативная экономика» и Российский книжный союз при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Читайте также
Прямой эфир