Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Гладков сообщил о четырех пострадавших в результате обстрела Белгорода
Мир
В G7 заявили о намерении продолжить введение антироссийских санкций
Мир
Захарова ответила на слова Сикорского об угрозе США ударить по позициям ВС РФ
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 26 мая
Происшествия
Гладков сообщил о сгоревших автомобилях после повторного обстрела Шебекино
Мир
Reuters узнало о договоре России и Польши по транзиту казахстанской нефти
Общество
Росгвардия показала штурм квартиры стрелявшего по полицейским в Петербурге
Мир
В ЦПВС сообщили о шести нарушениях авиации коалиции США в небе над Сирией
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 было зафиксировано у берегов Вануату
Общество
В Херсонской области рассказали о последствиях открытия шлюзов на ДнепроГЭС
Спорт
Легкоатлетка из Кении Чебет побила мировой рекорд в беге на 10 тыс. м
Армия
Корреспондент «Известий» показал работу ЗРК «Бук-М2» на авдеевском направлении
Мир
Захарова назвала заявление Байдена о незаменимой нации кринжем года
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в подконтрольном Киеву Херсоне
Армия
ПВО сбила ракету «Нептун» и 29 снарядов РСЗО Vampire над Белгородской областью
Мир
Байден вновь допустил оскорбительное высказывание в адрес Путина
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский БПЛА над территорией Курской области

Ломовая площадь

Эксперт по торговой недвижимости Евгения Хакбердиева — о том, какие маневры используют иностранные ритейлеры, чтобы уйти из РФ и оставить шанс на возвращение
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последние два-три месяца рынок торговой недвижимости и ритейла России обсуждается почти каждый день и приковывает внимание многих россиян, которые раньше никогда не интересовались этой темой. Это связано с тем, что глобальные игроки начали заявлять о приостановке операционной деятельности на территории РФ, причем на неопределенный срок. В 2014 году многие бренды покинули российский рынок, тогда количество ушедших зарубежных ритейлеров впервые превысило число пришедших в страну. Однако сейчас ситуация приняла невиданные ранее масштабы. Конечно, эти новости затронули не только профессиональное сообщество, но и обычных потребителей.

Сейчас мы насчитали порядка 180 ритейл-компаний, включая онлайн-магазины, объявивших о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, также они прекратили поставки на территорию России. Наибольшую долю в структуре профилей таких сетей занимают компании сегмента фэшн (19%), далее следуют FMCG (товары повседневного спроса) и автомобильные бренды (по 12% каждый). Наименьшую долю занимают продуктовый сектор, DIY, товары для дома и детей (по 1%).

Около 30 компаний объявили о своем уходе с российского рынка. Ряд других обозначили, что продадут российский бизнес партнерам, после чего магазины откроются. Две компании уже перезапустили большую часть своих магазинов и продолжили работу — OBI, которая должна будет сменить название, и точки компании «Ре Трэйдинг» (LPP Group) под новыми брендами.

В истории развития рынка торговой недвижимости такие колоссальные изменения происходят впервые. И это касается не только рынка России, но и мира в целом. Поэтому мы наблюдаем паузу по принятию решений в этом секторе с конца февраля. Компании явно были не готовы к тем вызовам, с которыми столкнулись, поэтому потребовалось время рассмотреть все возможные варианты развития событий, принять решение и начать действовать.

Следует принять во внимание скорость передачи российского дивизиона новым владельцам, быстроту открытия магазинов и временное сохранение права работать под прежними именами. Мы можем предположить, что происходящее скорее временно, а в случае улучшения внешнего фона покупатели смогут увидеть привычные имена на витринах кафе, ресторанов и магазинов.

Также мы видим, что не все бренды готовы продать бизнес и уйти с российского рынка любой ценой. Есть те, кто продолжает работать и искать альтернативные способы доставки товара на территорию РФ, включая программу параллельного импорта. Скорее всего, многие из этих марок не смогут работать как монобрендовые магазины под оригинальной вывеской. Однако товарное предложение сохранится, бренд не потеряет российского клиента, а потребители не окажутся в ситуации вынужденной смены привычек.

До конца года в России продолжится тенденция передачи бизнеса зарубежных брендов локальным игрокам — в нынешних реалиях это самое оптимальное решение для многих иностранных компаний. Тем более это позволит им вернуться с меньшими потерями. Причем действовать все будут по-разному: одни зарубежные бренды продолжат продавать бизнес целиком или частично, другие же — временно передавать долю компании в доверительное управление местному менеджменту. Такие маневры позволят иностранным ритейлерам позже вернуться на российский рынок и продолжить бизнес-деятельность в привычном формате.

В целом нынешние арендаторы будут всячески пытаться решить юридические вопросы и урегулировать ввоз продукции, так как это немаловажный фактор для открытия их магазинов. Однако процесс урегулирования займет время, более того, это может затянуться минимум до конца лета. С другой стороны, собственники площадей начали активно искать альтернативных арендаторов среди локальных марок и брендов из стран ближнего зарубежья на место ушедших ритейлеров.

Автор — региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир