Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Задержанный замминистра обороны Иванов днем присутствовал на заседании коллегии
Общество
Шлейф пепла вулкана Шивелуч на Камчатке протянулся на 92 км
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Книга индийского научного журналиста и сотрудника Массачусетского технологического института Анила Анантасвами удачно сочетает западный рационализм и восточное уважение к непознаваемости мира в некоторых его аспектах. Прежде всего в том, что касается работы самого же инструмента познания, то есть мозга. За многие века эволюции человеческий мозг кое-чего добился и многое способен объяснить, но по-прежнему ощущает беспомощность в поиске ответа на самый простой, казалось бы, вопрос: «Кто я?». Анантасвами и попытался предложить свои варианты с точки зрения современной нейробиологии. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий».

Анил Анантасвами

«Ум тронулся, господа!»

Москва: Издательство АСТ, 2022. — Пер. Е. Ивановой — 288 с.

В оригинале книга вышла в 2015 году под названием The Man Who Wasn’t There: Tales from the Edge of the Self («Человек, которого там не было: Рассказы с грани самости»), напоминающим о знаменитом бестселлере британского невролога Оливера Сакса на «мозговую» тематику «Человек, который принял жену за шляпу» (The Man Who Mistook His Wife for a Hat). Примерно так же, как Сакс, Анантасвами ловко прослаивает случаи из медицинской практики общефилософскими размышлениями, а также использует цитату из сочинения британского коллеги в качестве эпиграфа к самой остросюжетной главе — «Человек, которому была не нужна его нога». В ней идет речь о таком экстравагантном явлении, как расстройство идентичности целостности тела, или BIID (body integrity identity disorder), иногда также называемое ксеномелией. Оно выражается в практически нестерпимом желании избавиться от той или иной конечности, которую человек не может воспринимать как часть себя. Когда ему удается всеми правдами и неправдами избавиться от «лишней» ноги или руки, такой больной переживает небывалую эйфорию и парадоксальное ощущение наконец-то достигнутой цельности.

«Есть свидетельства, что такое состояние существует уже сотни лет», — пишет Анантасвами, рассказывая историю одного англичанина, который отправился во Францию в конце XVIII века и попросил хирурга ампутировать ему ногу: «Когда хирург отказался, англичанин вынудил его проделать операцию под дулом ружья. По возвращении домой он отблагодарил хирурга 250 гинеями и письмом, в котором писал, что его нога была для него «непобедимым препятствием» на пути к счастью». А одним из кульминационных моментов книги, поражающих эмоциональным накалом, становится присутствие писателя на операции по ампутации абсолютно здоровой ноги цветущего мужчины, через два дня жалеющего лишь о том, что он не сделал этого раньше: «Я бы не вернул себе ногу за все деньги мира, вот как я счастлив теперь».

Шутливый русский вариант названия книги «Ум тронулся, господа!» отсылает к крылатой фразе Остапа Бендера, тем не менее нет ни малейшего повода заподозрить автора в мошенничестве, шарлатанстве или хотя бы лукавой подтасовке фактов. Если иногда рассуждения Анантасвами и могут показаться туманными, то лишь потому, что сама наука, которую он представляет, до сих пор топчется в тумане по некоторым вопросам.

Скажем, в каком конкретно участке мозга локализуется то, что принято называть «личностью»? Не является ли само понятие личности некой иллюзорной абстракцией, которая приобретает ненамного более четкие контуры, если присоединить к ней тот или иной эпитет? В книге, кроме «телесной личности», упоминаются психоневрологические понятия «рабочей личности», «концептуальной личности», «минимальной личности», «нарративной личности», «экологической личности», «интерперсональной личности», а также различные, более или менее общепринятые, схемы внутреннего устройства мозга. Но ощущение приблизительности не покидает, потому что все рассуждения носят гипотетический характер и нейробиологические представления о человеческой «самости» (self) остаются приблизительными.

Объективные причины этого очевидны: не так-то просто получить доступ к живому человеческому мозгу, чтобы всласть поковыряться в нем. Тем отчаянным гражданам, которые предоставляют врачам такую возможность, Анантасвами выражает отдельную благодарность: «...многое из того, что нам известно о работе мозга, открылось благодаря отважным пациентам, позволившим стимулировать свой мозг». По мнению автора, «чтобы поближе подобраться к некоторым ответам, можно обратиться к восприятию людей, страдающих от различных нарушений самоидентичности, и это восприятие будет своего рода окном в самоидентичности». На страницах книги рассматривается широкий спектр мозговых аномалий: синдром Котара, аутизм, шизофрения, эпилепсия, болезнь Альцгеймера, синдром Аспергера, эффект доппельгангера, случаи деперсонализации и другие внетелесные переживания.

Анил Анантасвами

Анил Анантасвами

Фото: anilananthaswamy.com

Рассказы о клинических случаях сбоев в работе мозга, позволяющих делать осторожные выводы и предположения о природе человеческого самоощущения, Анантасвами обрамляет метафорой из древней буддийской притчи довольно макабрического содержания, которая украсила бы любой болливудский хоррор (в книге вообще много сюжетов, которые так и просятся на экран). Притча отражает представления буддистов о природе личности, не существующей как некое определенное, стабильное целое, и рассказывает о путнике, который повстречался с двумя людоедами, не поделившими один труп. Слово за слово, людоеды отрывают путнику одну конечность за другой, заменяя их частями тела, позаимствованными у трупа. В итоге составленный из чужих мертвых «запчастей» герой притчи понимает всю абсурдность и бесплодность самой постановки вопроса «Кто я?».

Сам же Анил Анантасвами, в эпилоге укрывшись от полуденного солнца в тени буддийской ступы Дхамек, прозрачно намекает, что не стоит печалиться, даже если никакой личности, кроме совокупности неуловимых нейронных процессов, объективно нет: «В буддизме и Адваите идея «безличности» происходит из стремления облегчить страдания человека. Корень страдания, по их мнению, в ошибочной идентификации себя с «я», «меня», «мое». Осознав это и утратив привязанность к личности, мы обретаем освобождение, положив конец страданиям».

Прямой эфир