Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Казахстан проведет переговоры с Россией по вопросу прибывающих россиян
Политика
Медведев заявил о праве России применить ядерное оружие при необходимости
Политика
Экс-постпред России при ЕС Чижов назначен сенатором от Карелии
Общество
В Москву на лечение эвакуируют 15 пострадавших при стрельбе в школе Ижевска
Мир
Глава ЛНР назвал состоявшимся референдум о вхождении республики в состав РФ
Мир
Tagesspiegel назвала диверсию возможной причиной падения давления на «Северном потоке»
Мир
В ЛНР рассказали об угрозах Киева сжечь два избирательных участка
Культура
Председатель Российского оскаровского комитета Чухрай покинул пост
Мир
Комбриг ВСУ «Волына» признал право Донбасса на самоопределение
Мир
Politico назвала сообщения Киева об иранских БПЛА поводом просить больше оружия
Мир
Bloomberg узнало о нежелании Запада наращивать поставки тяжелого вооружения Киеву

Из неповторимых

Режиссер Николай Лебедев — о последнем фильме и борьбе за жизнь Александры Яковлевой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ушел очень, очень, очень близкий для меня человек. Любовь к Александре Яковлевой навсегда останется со мной. Пока мне трудно осознать, что это произошло. Я понимал, что смерть идет по пятам, но, зная Сашу, верил: уж она ее обязательно обманет. Не удалось.

Пылкая, яростная, азартная, восхитительно красивая. Энергия через край. Не человек, а природное явление, тайфун. Находиться рядом с бушующей стихией не так уж просто, но как интересно. Мы очень дружили. Бывало, ссорились. Но ненадолго, быстро мирились. Саша могла позвонить рано утром: «Лебедев, ты куда пропал?» — «Мы ж только ночью с тобой говорили. И ты сказала, чтобы я...» — «Какая разница, что я тебе сказала. Мы же друзья?!» — «Друзья». — «А дружба — понятие круглосуточное», — говорила Саша, и будто не было никаких обид. Ее невозможно было не обожать.

Впервые Александру Яковлеву я увидел в фильме «Экипаж» Александра Митты. Я пришел в кинотеатр, и ее бортпроводница Тамара меня совершенно потрясла. Как подавляющее большинство мужчин нашей страны, посмотревших эту картину, я влюбился в эту удивительную юную девушку раз и навсегда. На экране актриса была нежной, хрупкой и одновременно сильной, глубокой.

Несколько дней назад я случайно включил телевизор, который давно не смотрю, и шел тот самый «Экипаж» с Александрой Яковлевой. Я не мог оторваться. Столько лет прошло, а картина смотрится абсолютно свежо, ново, на одном дыхании. И Александра Яковлева, не смотря на то, что это была ее первая роль, не уступает Георгию Жженову, Леониду Филатову, Анатолию Васильеву, Екатерине Васильевой. Какая она потрясающая в этой картине. Для меня она главная звезда в этом созвездии.

Мы не раз с ней говорили об «Экипаже». Я признавался ей, что для меня это одна из самых любимых картин. А для нее это была история жизни. Ведь в «Экипаж» она попала случайно. Ее пригласили на Мосфильм на пробы в «Осенний марафон». Она из Питера прилетела к Георгию Данелии, а он, глядя на нее, сказал ассистентам: «Вы видели Басилашвили? Вы видели Гундареву? Ну и кого вы мне привели?» Яковлева выбежала в коридор и заплакала. Не подходила она на дочь народных артистов.

В это время по коридору шел Александр Митта. У него была проблема с героиней в «Экипаж». И, поговорив с Сашей, он утвердил ее на главную роль. Кстати, у Данелии Яковлева всё же снялась. Позже он утвердил ее в картине «Слезы капали».

С какой любовью она рассказывала о съемках у Митты. Когда снимали сцены катастрофы в Бидри, было сложно, было холодно, вокруг пылали пожары, а она носилась в легкой униформе, и Леонид Филатов ее оберегал от падений на острые камни.

Саша всегда говорила о коллегах с большой признательностью и теплотой. Горевала, что так рано ушли из жизни Филатов и Александр Абдулов, с которым снималась в «Чародеях». Была благодарна Жженову, опекавшему начинающую артистку на съемочной площадке. Восхищение и преклонение вызывал у нее Андрей Миронов, ее партнер по «Человеку с бульвара Капуцинов».

Дружила с Иваром Калниньшем, с которым снималась в «Парашютистах». Чтобы достойно сделать свою роль в этой картине, научилась прыгать с парашютом.

Я часто думаю о ней, какая она выразительная на экране, какая женственная. А то, что она невероятная красавица, так и говорить не надо. Это очевидно. Появлялись интересные актрисы, талантливые, но Александра Яковлева из неповторимых. Она создавала разные характеры, и всегда на экране была личность. А ведь снималась всего-то 14 лет. Но оставила очень яркий след в нашем кино, создала плеяду незабываемых ролей. Александра Яковлева — неопровержимая звезда. И при этом, вы не поверите, даже не была членом Союза кинематографистов.

В начале 1990-х, когда накрылось всё отечественное кино, Александра Яковлева ушла из профессии. Та, которая была востребована каждую секунду, та, у которой не было ни минуты на отдых; та, которая без остановки летала с одного конца страны на другой, со съемок на концерт, с концерта на спектакль, вдруг оказалась никому не нужна. Саша — не тот человек, который будет всхлипывать у окошка и сокрушаться о тяжкой актерской доле. Она рванула совсем в другую профессию. И в новой жизни меняла свою траекторию так же решительно. Стала вице-мэром родного Калининграда. Организовала на своей родине кинофестиваль «Янтарная пантера». Потом попала в РЖД, где занимала важную должность. Стояла у истоков запуска «Сапсана» и очень гордилась своим детищем. И никогда не останавливалась. О кино она не вспоминала, говорила, что ей оно не интересно. Думаю, это правда лишь отчасти. Профессия ее все-таки манила. Но при этом она отказывалась от любых предложений.

Когда я начал снимать свой «Экипаж», очень хотел, чтобы та Тамара из любимого фильма Александра Митты появилась и у меня в кино. Яковлева долго отказывалась, однажды уже договорились увидеться, но затем отменила встречу. Это в духе Саши. Но я же тоже упрямый, а потому всё же наша встреча состоялась… на Ленинградском вокзале. Как только она сошла с подножки вагона, я был ошеломлен ее энергией. А еще тем, что ее красота не померкла ни на йоту. Я счастлив, что мне всё же удалось убедить ее сняться. Она украсила фильм и была важным звеном в преемственности того классического «Экипажа» и нового.

Мы хотели еще поработать вместе. Придумывали проекты. Но Саша вдруг пропала. Потом появилась, но я ее даже не узнал. Энергетика изменилась. С ней происходило что-то не то. Она не помнила, о чем мы с ней разговаривали. Оказалось, что у нее случился тяжелый кризис. А то, что у Александры Яковлевой онкология, я узнал только через полгода. Она долгое время скрывала свои проблемы со здоровьем.

Когда Саша сама узнала о диагнозе, врачи давали ей месяц, два. А она им ответила: «Ну уж нет!» И начала борьбу. Находила какие-то экспериментальные лекарства. Ей врачи говорили, что они опасны. Принимала двойные дозы, если это имело хоть какой-то смысл. Рисковала — и всегда выходила из борьбы победительницей. Она продолжала играть в театре, начала вести канал на YouTube. И когда мы встречались, всегда меня привлекала к записи видео. Не поверите, зная о своем смертельном диагнозе, Александра Яковлева начала съемки собственной картины. Я ее отговаривал: «Саша, ведь это так тяжело. Зачем?». А она отвечала, что для нее это очень важно, и пока она не сделает фильм, не успокоится. Это должен был быть фильм, где переплетались история и современность, фантазия и реальность, в котором одним из главных героев был Александр Невский. «Вот увидишь, это будет «Оскар»!» — победительно возвещала она, и я понимал: будет! С ее-то энергией и азартом и «Оскар» можно взять.

Она очень любила Россию, Калининград. Не представляла жизни без своего края. Саша хотела мне показать его и привезла меня к себе на родину. Мы гуляли по Калининграду и Светлогорску. Саша была невероятно хлебосольная. Организовывала сабантуи с шашлыками. Рассказывала, что пишет сценарий. Планировала снять большое романтическое кино о Калининграде.

После химии у нее выпали волосы. Никто не верил в серьезность происходящего. Ее обвиняли в пиаре, мол, нарочно голову обрила, носит парики. И тогда она попросила знакомую расписать череп орнаментами и цветами. А потом в прямом эфире перед камерой сняла парик и показала эту красоту. Она улыбалась всем обидчикам в лицо, а ей было очень больно. Саша казалась очень сильной, но на самом деле была хрупкой.

Мне хочется поблагодарить фонд «Артист» и лично Евгения Миронова и Марию Миронову. Они откликнулись и помогали лекарствами, организовывали лечение и реабилитацию. Взяли на себя большую часть затрат. Они делают огромное дело, помогая коллегам, попавшим в беду. Саша была им очень благодарна. С отцом Маши Андреем Александровичем Мироновым она не только снималась у Аллы Суриковой в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», но и дружила. И с Машей подружилась в конце своего жизненного пути. Мы списались с ней, как только стало известно о случившемся; для Маши Мироновой уход Яковлевой — тоже большая личная боль.

Мои соболезнования детям Александры Яковлевой Лизе и Кондрату, внукам, ее близким, которые были рядом. Они подарили ей годы жизни. Саша была солнцем, а члены семьи вокруг светила выстраивались в солнечную систему. Но солнце, как известно, — звезда. А звезды не гаснут. Они продолжают дарить свой свет.

Свет звезды по имени Александра Яковлева всегда будет с нами, я знаю это.

Автор — режиссер, лауреат Государственных премий РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир