Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров на встрече с главой МИД Бразилии обсудил решение украинского конфликта
Мир
Замглавы МИД ЮАР выразил надежду на тесное сотрудничество со странами БРИКС
Мир
Байден поручил Пентагону скорректировать размещение сил на Ближнем Востоке
Общество
Электроснабжение восстановили после взрыва на АЗС в Дагестане
Мир
Глава МИД КНР назвал отношение США к Китаю двуличным
Мир
Госслужащие США временно ограничены в перемещении по Израилю в личных целях
Мир
Президент Польши признал желание многих стран возобновить связи с Россией
Мир
Главы МИД России, Ирана и Турции осудили произвольные авиаудары Израиля по Сирии
Армия
Силы ПВО уничтожили пять беспилотников над Курской и Белгородской областями
Армия
Вертолеты Ка-52М нанесли удар по ВСУ в приграничном районе Курской области
Мир
РФ будет добиваться переноса штаб-квартиры БДИПЧ ОБСЕ из Польши
Спорт
Вице-премьер РФ Чернышенко рассказал о преобразованиях спорта в России
Мир
Лавров на СБ ООН назвал атаки Израиля по Ливану грубым нарушением суверенитета
Общество
Фонд «Инсан» организовал помощь родственникам раненых при взрыве в Махачкале
Общество
В Госдуме рассказали о возможности получения удвоенной выплаты к пенсии
Мир
Картаполов назвал возможное основание для применения ядерного оружия
Мир
Блинкен выразил Китаю обеспокоенность из-за якобы поддержки ВПК России
Мир
Reuters узнало об отказе Индии покупать российский газ с «Арктик СПГ – 2»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Театру «У Никитских ворот» не угрожает оптимизация и слияние с другим коллективом, считает его худрук, народный артист России Марк Розовский. Он уверен, что нынешний запрет на всё русское на Западе, как и любые другие запреты, — это дурь, идеальных актрис не бывает, а молодость — никакое не преимущество. Режиссер представил зрителям премьеру «Дяди Вани» Чехова и готовится праздновать 85-летие. Об этом Марк Розовский рассказал «Известиям» накануне юбилея, который отмечает 3 апреля.

«Дружба мужчины и женщины может быть прекрасной»

— 30 лет назад вы уже ставили «Дядю Ваню» в театре «У Никитских ворот». Что вы хотели открыть в Чехове, взявшись вновь за эту пьесу?

— «Дядя Ваня» — великая пьеса на все времена. Мы сделали сегодняшний спектакль в новом пространстве на нашей большой сцене. Эта пьеса — вершина психологического театра. Она требует от актеров высочайшего мастерства. «Дядя Ваня» — о вражде, о ее разрушительной силе, сокрушающей устои на уровне семьи, той самой ячейки, множественность которой составляет фундаментальную основу общества.

Дьяволиада в доме, изображенном Чеховым, приводит к выстрелу! Ненависть — неплодотворна, особенно среди родных людей. Разлад в семье приводит к духовному опустошению и истощению. Герои оказываются бессильны преодолеть свои комплексы и эгоистическую ущербность. Жить в душевном раздрызге невыносимо.

— Может, в пьесе есть какой-то посыл, предупреждение?

— Мне кажется, что Антон Павлович Чехов предупреждает нас об опасности разрушения, а в так называемых экологических монологах Астрова пророчествует гибель самой природы. Это ли не актуально для нас, сегодняшних?

сцена из спектакля "Дядя Ваня"

Актер Александр Масалов в роли Войницкого в сцене из спектакля «Дядя Ваня» на Новой сцене Московского государственного театра «У Никитских ворот»

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— Вот изречение Астрова: «Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг». А что вы думаете о дружбе мужчины и женщины?

— Я думаю, что Астров шутит. Он вообще иронический человек, подкалывающий Войницкого, когда говорит ему эту фразу. Речь в пьесе идет о нехватке любви в человеческом общении. Что касается дружбы мужчины и женщины, то есть тысячи примеров, которые говорят, что она может быть прекрасной.

— Какой, на ваш вкус, должна быть идеальная актриса?

— Идеальных актрис не бывает. Даже великие не идеальны. Но у меня есть множество замечательных актрис, перед которыми я преклоняюсь. Не буду конкретизировать.

— Вы не задавались целью инсценировать всего Чехова? За какое бы произведение никогда не взялись или взялись бы с опаской?

— Нет, не задавался. Я бы хотел поставить на сцене «Рассказ неизвестного человека». Но пока не готов к этой работе. А вот «Спать хочется» с его жутким сюжетом (ребенок убивает ребенка) я давно сделал. И считаю эту постановку одной из лучших своих режиссерских работ.

— Что такого есть в Чехове, если он не сходит с мировой сцены?

— Чехов был нов для своего времени и остается самым авангардным писателем для современного театра. Сегодня таким авангардом является как раз психологический театр Антона Павловича. Он самый трудный для воплощения и самый таинственный для постижения.

«Иной диплом можно разве что под чайник ставить»

— Почему театры берутся за Чехова, но выдающимися спектакли по его произведениям становятся редко? Чехова просто не умеют прочесть?

— Не соглашусь с вами, что чеховские спектакли не имеют громкого успеха. Кому-то он кажется скучен. Между тем его драматургия полна неслыханных страстей, весьма жестких монологов и диалогов, в которых есть своя поэтика, абсурдизм и метафоричность. При абсолютной правде существования персонажей. Найти мотивировки для их сценического поведения, разгадать чеховские загадки — в этом главное в режиссерской профессии.

— Кроме режиссуры вы еще и музыку пишете. И стали единственным русским композитором, чье сочинение шло на Бродвее.

— И шло на ура. Спектакль «Страйдер» («История Лошади») по толстовскому «Холстомеру» шел в Нью-Йорке по восемь раз в неделю в течение полутора лет.

— А еще много лет не сходил со сцены БДТ, где Холстомера играл народный артист СССР Евгений Лебедев. Что нужно для создания спектакля-события?

— Театру всегда необходимы сногсшибательные идеи и художественная воля, которая обеспечивает их реализацию.

Марк Розовский

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот», драматург, режиссер Марк Розовский

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

— Вы окончили журфак МГУ. А не пытались ли вас упрекнуть коллеги в отсутствии театрального диплома?

— В таких случаях я всегда говорю: «Константин Сергеевич Станиславский, между прочим, тоже не оканчивал Школы-студии МХАТ»! Работа в БДТ и во МХАТе — мои театральные университеты. А диплом… Иной диплом можно разве что под чайник ставить. Самообразование — тоже неплохое образование. Важно владеть профессией: в этом случае всё решает не то, что в кармане, а то, что на сцене.

— Сейчас налицо кадровый голод в театральном менеджменте. Кто и где может найти руководителей для театров?

— Этот вопрос не ко мне. Я не чей-то назначенец, а человек, который следовал завету Станиславского «От студии к театру». Мы прошли этот путь, и в результате образовался театр «У Никитских ворот».

— Вы не боитесь, что ваш театр подпадет под оптимизацию и его соединят, например, с Театром Маяковского?

— Не боюсь. «В одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань», как сказал великий Александр Сергеевич Пушкин. Впрочем, «объединение» не следует путать с «поглощением». В нашем случае это было бы абсолютно неплодотворно.

«Без «правдорубов» и самой правды нет»

— Какими качествами должен обладать худрук? Должен ли он быть молод? Или опыт главенствует в принятии кадрового решения?

— Молодость — никакое не преимущество. Тем более, как известно, со временем она имеет обыкновение исчезать. Повторяю, важно владеть профессией и понимать, что быть «главным» — это другая профессия, нежели актер или даже директор.

— Можно ли гению прощать недостатки, будь то несдержанность, деспотизм или пьянство?

— В «Дяде Ване» со сцены звучит такая чеховская реплика: «Талантливый человек на Руси не может быть чистеньким». Несдержанность (если она не пещерное хамство) простительна. Деспотизм — свидетельство слабости. А пьянство на сцене непотребно и нетерпимо.

Режиссер Марк Розовский

Режиссер Марк Розовский

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Пережив пандемию, какие выводы вы сделали? В чем сила русского театра?

— В театре «У Никитских ворот» — студийные нормы. Они предполагают, что слова Вахтангова: «В студии все друг другу друзья» — не пустые слова.

— Артисты стали много откровенничать о себе, сплетничают о других. Принимаете ли вы «правдорубов», которые порой сводят счеты даже с покойными?

— Без «правдорубов» и самой правды нет.

— Как вы относитесь к нынешнему запрету на всё русское на Западе? Почему они боятся покойных Чайковского и Достоевского?

— Любые запреты — это дурь. Представьте, что я в ответ сниму сейчас из нашего репертуара спектакль «Трамвай «Желание», поскольку он принадлежит перу великого американца Теннесси Уильямса. В этом случае я был бы точно таким же позорным дураком.

— Вам приходят мысли о смерти? Вы боитесь ее?

— А вы не боитесь задавать мне, 85-летнему, такой вопрос?

— Если представить, что чудеса случаются, кого бы вы хотели увидеть за юбилейным столом? С кем бы хотели чокнуться рюмками?

— С умершими друзьями прежде всего.

Справка «Известий»

Марк Розовский окончил журфак МГУ. В 1958 году возглавил студенческий театр-студию «Наш дом». После ее закрытия в 1969-м ставил спектакли в БДТ, МХАТе, театрах имени Маяковского, имени Пушкина и других. В 1975-м режиссировал первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика» Александра Журбина. В 1983-м создал театр-студию «У Никитских ворот» и по сей день ее бессменный художественный руководитель.

Скрытая часть

Читайте также
Прямой эфир