Разложить на запчасти: компенсации по ОСАГО может не хватить на ремонт
Страховые компании начали рассчитывать размер компенсаций по новым ценовым справочникам, в которых указана средняя стоимость деталей и работ по ремонту машин. Однако новая редакция не учитывает значительное подорожание запчастей, которое произошло в последнее время. Из-за этого выплат по «автогражданке» может не хватить для восстановления машин, пострадавших в ДТП, предупреждают эксперты. Что ждет автомобилистов — выясняли «Известия».
Сохранят среднюю стоимость ОСАГО
Новые справочники были сформированы на основании проведенного исследования стоимостной информации в декабре 2021 года – январе 2022 года и учитывают стоимость запчастей, действовавшую в это время, говорится в сообщении Российского союза автостраховщиков (РСА). В союзе отмечают, средние цены на детали в новой редакции справочников остались практически на прежнем уровне.
«Это гарантирует сохранение средней стоимости полисов ОСАГО примерно на том же уровне, на котором она находится в последние три года», — подчеркивают в пресс-службе РСА.
В союзе отметили, что скачок цен на запчасти произошел после формирования новой версии справочников, и обещают, что изменения стоимости деталей для ремонта машин «найдут полное отражение в следующей версии справочников».
Согласно указанию Центробанка о единой методике определения стоимости восстановительного ремонта, которое вступило в силу в начале марта, эти документы теперь должны обновляться раз в три месяца, а не каждые полгода. РСА совместно с Банком России уже приступили к работе над новыми справочниками в оперативном режиме, сообщили в союзе.
«В условиях быстро растущих цен практически на все товары, услуги и продукты крайне важно сдерживать цены там, где это возможно. ОСАГО — это социально значимый вид страхования, и страховщики заинтересованы в том, чтобы автовладельцы были максимально защищены от негативных изменений. Вступающие в силу справочники позволят это сделать. Также мы рассчитываем на то, что будут выстроены новые логистические цепочки для поставки запчастей, что позволит избежать их слишком существенного роста», — рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Как подорожали запчасти
За последний месяц стоимость деталей на автомобили заметно выросла, отмечают специалисты. По словам эксперта рынка запчастей, маркетолога компании Auto3N Марины Белоглядовой, это связано с нестабильными курсами валют и сложностями с поставками комплектующих в нашу страну.
«По ряду позиций мы видим, что стоимость деталей выросла на 50–60%. Цены меняются практически ежедневно. Нередко оптовые поставщики требуют от магазинов и техцентров, покупающих запчасти, произвести оплату в день заказа. В противном случае они не гарантируют сохранение стоимости оформленного заказа на прежнем уровне», — отметила Белоглядова.
На ремонт не хватает
Расчет размера компенсации по новым справочникам не позволит полностью покрыть ущерб от ДТП, считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. По его словам, разница между реальной стоимостью запчастей и ценами, указанными в справочниках, была и раньше. Теперь этот разрыв станет еще больше, уверен эксперт.
— Недавно знакомый попал в небольшую аварию и повредил бампер. Страховая компания выплатила ему почти в два раза меньше реальной стоимости поврежденной детали, — рассказал «Известиям» Хайцеэр.
В законе «Об ОСАГО» установлен приоритет восстановительного ремонта поврежденной в аварии машины перед выплатой компенсации деньгами, отмечает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Причем на таком порядке выплат, как и на создании единых справочников с ценами на запчасти, наставали сами страховщики, напомнил он.
— Потерпевший в ДТП вправе настаивать на выдаче направления на ремонт автомобиля. В этом случае страховая компания обязана восстановить машину в рамках лимитов выплат, предусмотренных законом (400 тыс. рублей. — Ред.), — уточнил Похмелкин.
Неполное покрытие
По мнению юристов, прописанный в законе приоритет восстановительного ремонта не гарантирует полного покрытия ущерба от ДТП. Даже в этом случае калькуляция убытков производится по единой методике и с учетом стоимости запчастей, указанных в справочниках, отмечает адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
По его словам, выдавая направления на ремонт, страховые компании часто требуют от владельца разбитого автомобиля заключить допсоглашения, которые позволяют им использовать подержанные запчасти, увеличивать срок ремонта или вводить доплаты со стороны автомобилиста. Если владелец поврежденной машины отказывается от этого допсоглашения, страховая компания просто выплатит ему убытки деньгами, рассчитав размер компенсации на основании тех самых справочников.
«Если полученного возмещения не хватило на ремонт машины, то пострадавший может оспорить размер выплаченной страховщиками суммы в суде или потребовать возмещения ущерба от виновника ДТП — в добровольном порядке или подав соответствующий иск», — подчеркнул Радько.
По его словам, из-за существенной разницы между ценами на запчасти, указанными в справочниках страховщиков, и их реальной рыночной стоимостью многие пострадавшие в ДТП автомобилисты не смогут восстановить машину на выплаты по «автогражданке». Из-за этого количество исков к виновникам аварий может заметно вырасти.
«Если прежде ОСАГО просто пробуксовывало, то теперь оно фактически встанет», — рассказал «Известиям» Сергей Радько.
Тарифы вырастут
Анонсированный РСА пересмотр цен на запчасти, указанные в справочниках, неизбежно приведет к росту тарифов на ОСАГО, уверен вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
— Подорожание деталей приводит к снижению нормы прибыльности, к которой привыкли страховщики по ОСАГО. Поэтому избежать роста стоимости полисов в нынешних условиях вряд ли получится, — пояснил он.
Как ранее сообщали «Известия», в начале марта Владимир Путин подписал поправки, позволяющие Центробанку менять тарифный коридор на ОСАГО чаще одного раза в год. Правда, как следует из документа, это изменение «не подлежит применению» до конца 2022 года.