Энергетик предрек юаню судьбу третьей мировой валюты
Юань может стать еще одной альтернативой доллару США. Об этом заявил «Известиям» заведующий отделом исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований (ИНЭИ РАН) Вячеслав Кулагин в среду, 23 марта.
Он отметил, что ранее в качестве альтернативы рассматривался евро. Теперь же, когда КНР серьезно укрепляет свои позиции, все больше стран обращают внимание на юань. Китайская нацвалюта в последние годы усиливается вместе с ростом экономики страны. По словам Кулагина, теоретически переход Саудовской Аравии на взаиморасчеты с КНР в юанях возможен, но на практике это достаточно сложно, потому что Эр-Рияду нужно потом куда-то девать китайскую национальную валюту.
Ранее в этот же день декан факультета международных финансов и торговли Шанхайского университета Чжан Юйгуй сообщил в своей статье издания Huánqiú Shíbào, что переход саудовской нефтегазовой компанией Saudi Aramco на расчеты в юанях вместо долларов в торговле с Китаем будет иметь «взрывной эффект» для рынка нефти с серьезными последствиями для современной финансовой системы. Он рассказал, что исследования указывают на то, что период доминирующего положения валюты обычно составляет порядка 100 лет. Если такие оценки верны, до падения доллара осталось недолго.
Основной проблемой для американской нацвалюты в краткосрочной перспективе эксперт назвал растущую стоимость поддержания существующей системы для США. Из-за упадка в стране властям сложно одновременно удовлетворять предпочтения нескольких крупных нефтедобывающих стран Ближнего Востока. В среднесрочной перспективе главной проблемой для Вашингтона станет то, что нефть постепенно утрачивает свое господство в контексте «углеродной нейтральности», полагает специалист.
Юйгуй считает, что в середине XXI века Соединенные Штаты утратят статус самой важной экономики мира, в результате чего появятся новые центры валютного господства. Нефтедолларовая система либо поменяет структуру, либо будет частично заменена, заключил он.
По словам Кулагина, сейчас юань в принципе рассматривается как одна из мировых резервных валют, поэтому Саудовская Аравия может использовать эту валюту как подушку безопасности. Торговый оборот Эри-Рияда и Пекина ведется встречный: с одной стороны, продается нефть, с другой — закупаются товары, которые можно приобрести как раз в юанях. Поэтому отчасти это возможно в рамках отдельных сделок, подчеркнул эксперт.
Он рассказал, что страны мира ищут сейчас альтернативные валюты для взаимной торговли и снижают свою зависимость от доллара, а еще, что важнее, от американских банков и от транзакций через них.
Энергетик полагает, что переход арабской страны на расчеты с Китаем в юанях точно ослабит экономику США, но это не мгновенный эффект. Насколько скоро это случится, зависит от того, какие активы у Саудовской Аравии находятся на территории Штатов. Но в любом случае такие гиганты, как Saudi Aramco, нацелены на переход на другие валюты.
Рассуждая о том, может ли Вашингтон использовать как рычаг давления то, что большинство активов Саудовской Аравии находятся в банках США, Кулагин отметил, что пока угрозы не видно.
«Но, по-хорошему, мир идет к тому, что нужно диверсифицироваться по разным направлениям, в том числе и по размещению валютных резервов стран, которые лучше хранить в разных местах и в различных валютах», — сказал он.
Энергетик сообщил, что различные механизмы альтернативы доллару обсуждаются «на фоне происходящих сложностей», но здесь встает целый ряд вопросов. Например, когда используют не высоколиквидные финансовые инструменты, встает вопрос, где их приобретать, по каким ценам. Однако при больших объемах товарооборота это внедрять можно, сказал он.
Он добавил, что переходы в расчетах между странами с доллара на нацвалюты, может, будут менее удобны, но зато гарантируют совершение торговых операций. Конечно, должны быть валютные альтернативы, ведь когда их нет, тот, кто держит основную мировую валюту, может диктовать свои условия, посетовал специалист.
Декан факультета международного энергетического бизнеса, заведующая кафедрой стратегического управления топливно-энергетическим комплексом РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Елена Телегина заявила «Известиям», что в тех объемах, в которых Саудовская Аравия поставляет нефть в Китай, это достаточно значительная доля саудовской нефти и вполне возможен переход на расчеты в юанях вместо долларов.
По ее словам, в целом это ослабит позиции доллара, и, если мировая экономика будет уходить в альтернативные валюты, это «очень сильно ударит» по США в принципе, они этого боятся.
Она указала, что заморозка Вашингтоном резервов Банка России тоже дает сигнал, что нужно постепенно уходить от доллара.
Телегина предположила, что в долгосрочной перспективе позиции доллара будет ослабляться в связи с тем, что сейчас происходит на рынках.
«Большинство активов Саудовской Аравии находились до последнего времени в банках США. Может, они провели реструктуризацию, но я думаю, что они активно будут этим заниматься, чтобы не оказаться в ситуации, что их активы могут заморозить», — считает эксперт.
По ее словам, уход от доллара — это не мгновенный эффект, а вопрос нескольких десятилетий, но сильно ударит по Вашингтону, который очень боится усиления роли Китая в мировой экономике. Это большое противостояние двух держав, которое мы будет видеть во всех сферах, подчеркнула она.
Специалист добавила, что Москва вряд ли ощутит на себе «битву двух мировых держав» (у РФ своя нефть), но это может отразиться на экспортной составляющей, потому что торговля пока идет через доллар.
Вице-президент аналитической компании «Борселл» Ольга Веретенникова заявила «Известиям» 21 марта, что процесс снижения роли доллара как резервной валюты запущен. Одним из сигналов снижения роли американской нацвалюты эксперт назвала переговоры о возможности перехода от расчетов в долларах к расчетам в юанях между КНР и Саудовской Аравией. Аналитик считает, что у юаня есть достаточно высокий потенциал потеснить доллар в международных расчетах.
За день до этого издание American Thinker указало на «бесцеремонное презрение» к Саудовской Аравии со стороны властей США, что стало причиной рассмотрения перехода на юани вместо долларов. По мнению журналистов, причиной такого решения стало отсутствие доверия к американским властям.
16 марта президент РФ Владимир Путин, говоря о санкционной политике Запада по отношению к Москве, заявил, что доверие к доллару как основной резервной валюте подорвано. По его словам, «теперь каждый знает, что финансовые резервы могут быть попросту украдены». Тогда же глава Минфина Антон Силуанов заявил, что доверие к доллару с каждым днем подрывается из-за действий американских властей. По словам министра, в последние годы Россия все больше переходит на расчеты в национальных валютах.