Ощутимая розница: PepsiCo и «Вимм-Билль-Данн» предупредили о повышении цен
Вслед за Coca-Cola о повышении отпускных цен с конца марта — начала апреля заявили производитель напитков и снеков PepsiCo и изготовитель молочной продукции «Вимм-Билль-Данн». Все товары брендов могут в среднем подорожать на 19% и 13,7% соответственно. На днях ритейлеры получили уведомления от компаний. «Известия» ознакомились с письмами производителей. В них пояснено, что повышение обусловлено изменением курса валют. Пока торговые сети еще не приняли подорожания, а только рассматривают возможность изменить цены. Экономисты не делают точных оценок того, какой будет продуктовая инфляция к концу 2022 года, но не исключают, что показатель остановится в диапазоне 18–25%.
Повышают все
Крупные бренды начали уведомлять торговые сети о предстоящем подорожании продукции. 10 и 11 марта ритейлеры получили уведомления от PepsiCo, Coca-Cola (ранее компания уже предупреждала о росте цен в общепите) и «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Изготовили намерены повысить отпускную стоимость продукции с 1 апреля, 11 апреля и 28 марта соответственно. «Известия» ознакомились с документами производителей. Торговые сети рассматривают повышения, рассказали в сети «Верный».
В письме PepsiCo сказано, что компания повышает расценки для частичного покрытия выросших затрат. Соки, снеки и напитки подорожают в среднем на 19%, отмечено в документе. Речь идет о такой продукции, как вода Aqua Minerale, напитки Pepsi, Mirinda, чай Lipton, квас «Русский», соки «Фруктовый», J7, «Любимый». А также о чипсах Lays, Cheetos, Хрустteem. Повышение цен компания объяснила тем, что курс рубля к иностранным валютам упал на 40% с января 2022 года. У производителя высокая доля импортных материалов в себестоимости портфеля, сказано в документе.
Зарубежная штаб-квартира PepsiCo сообщила 9 марта ритейлерам, что приостановила на три дня прием заказов на продукцию под брендами Pepsi, Mirinda и 7Up. Изготовитель готовился выводить эти товары из ассортимента. Но уже 14 марта компания сообщила, что поставки возобновляются, сказали «Известиям» в одной из федеральных сетей.
ВБД заявил о средневзвешенном повышении цен на 13,7% с 28 марта, оно затронет всю продукцию компании, следует из письма. Изготовитель выпускает молочную продукцию (творог, сметану, кефир, сыр и прочее) под брендами «Домик в деревне», «Агуша», «Веселый молочник» и «Чудо». Компания указала, что поднимала цены на товары, принимая во внимание резкую девальвацию рубля и дополнительные издержки. Они связаны с логистикой и вынужденным замещением ингредиентов и упаковки.
При этом производитель выделил четыре социально значимых товара, стоимость которых не изменится. Речь идет о пастеризованном молоке «Домик в деревне» жирностью 2,5% и 0,5%, сметане под тем же брендом жирностью 10% и одноименном кефире жирностью 1%.
Аналогичное уведомление розница получила и от компании Coca-Cola. Ранее изготовитель сообщил заведениям общепита о том, что цены для них вырастут с 14 марта. В рознице компания сочла нужным пересмотреть ценник с 11 апреля: напитки под брендом Coca-Cola, Sprite, Fanta подорожают на 14%, вода Bon Aqua — на 10%, сок «Добрый» — на 16–23%, Rich — на 23%, кофе Costa — на 36%, указано в письме.
Это уже не первое повышение цен со стороны крупных брендов в этом году. Как уже писали «Известия», в начале года Coca-Cola и PepsiCo пересматривали стоимость продукции для ритейла с февраля — на 7% и 8% соответственно. Тогда торговые сети согласовали эти параметры.
В PepsiCo, Coca-Cola и ВБД на запросы «Известий» не ответили. Крупнейшие торговые сети не предоставили оперативных комментариев.
Цена импорта
Производители импортируют в РФ соковые концентраты, фрукты для продукции, комбинированную упаковку, в том числе тетрапак, отметил в беседе с «Известиями» исполнительный директор ассоциации «Русбренд» (объединяет крупнейших международных производителей) Алексей Поповичев. Также ослабление рубля влияет на стоимость логистики за рубежом, сказал он.
Производители продуктов, в том числе безалкогольных напитков, работают в условиях значительного повышения издержек, подтвердили «Известиям» в Минсельхозе. Речь идет об удорожании упаковки, электроэнергии, сырья и других составляющих себестоимости, указали там.
— В связи с временной перестройкой логистических маршрутов предприятия испытывают определенные сложности с поставками импортных ингредиентов, что также отражается на стоимости конечной продукции, — отметили в ведомстве. — Вместе с тем отдельные сложности с логистикой решаются за счет оперативного изменения маршрутов поставок и переориентации на альтернативных поставщиков.
Есть объективные факторы, которые сказываются на себестоимости: курс валют, повышение ключевой ставки, сказали «Известиям» в «Союзмолоке». На них производители повлиять не могут, добавили в организации. Затраты на упаковочные материалы особенно чувствительны к изменению курса. «Союзмолоко» анализирует, как будет меняться себестоимость, и прорабатывает инструменты, которые могут снизить давление на бизнес.
Оценить, какой будет продуктовая инфляция в 2022 году, достаточно сложно, сказал «Известиям» директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Еще нет полной картины по введенным против РФ санкциям, а также по пакету контрсанкций, плюс мерам господдержки бизнеса и людей. Эти факторы существенным образом повлияют на размер инфляции.
— При таких форс-мажорах в оценках можно отталкиваться от ключевой ставки ЦБ: регулятор проводит ориентировочные расчеты и считает, что индекс потребительских цен может вырасти на 20%, — сказал эксперт. — То есть стоимость продуктовых, непродуктовых товаров и услуг вырастет примерно на такую величину. Мы можем предположить, что продуктовая инфляция составит 18–25% к концу года.
Георгий Остапкович уверен, что никакого критического, галопирующего роста ждать не стоит — РФ полностью обеспечена своей сельскохозяйственнной продукцией.