Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

«Российский футбол имеет шанс пройти очищение»

Экс-владелец «Спартака» Андрей Червиченко — о том, как самому популярному виду спорта жить в условиях санкций
0
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

После начала военной спецоперации на Украине санкции не обошли стороной российский спорт, в том числе и футбол. Наши команды отстранили от выступлений в еврокубках, часть иностранных игроков и тренеров в спешном порядке уехала из страны, расторгнув контракты со своими клубами. Мнением о том, что ждет отечественный футбол в новых условиях, в интервью «Известиям» поделился бывший владелец московского «Спартака» Андрей Червиченко.

— Как будет жить наш футбол, если нынешние санкции затянутся надолго?

— Я думаю, ничего критического не произошло. Давайте быть реалистами: наши футболисты практически не продавались за рубеж, никакие высокие места в еврокубках наши клубы не занимали, даже выход из группы считался большим успехом. На чемпионатах мира мы вообще выглядели бледно. Разве что на своем домашнем в 2018 году, и то где-то повезло.

То есть по большому счету мы ничего не потеряли. Разве что какой-то элемент зрелищности. Поэтому, на мой взгляд, сейчас российский футбол имеет шанс пройти некое очищение, как в 2014 году сделала наша промышленность, освободившись от огромного количества импорта и начав заниматься своим производством.

Как мы видим, это была реперная точка, когда страна повернула в другую сторону, и правильно сделала. Сейчас будет вторая реперная точка, после которой, как мне кажется, разворот симпатий на Запад очень долгое время станет невозможен — думаю, в ближайшие лет 30, а то и 50.

— Даже на такой долгий срок?

— Да. У нас все будет свое — свои самолеты, свои машины. Возможно, в каком-то тесном сотрудничестве с Азией. Поэтому поздравляю всех патриотов.

А в нашем футболе «поздравляю» всех сторонников отмены лимита на легионеров. Они, как всегда, наступили по самое колено в одну известную субстанцию. И теперь клубам придется опираться на своих игроков.

Тем более мы видим, как повели себя многие иностранные футболисты, которые здесь были. Мы можем вспомнить, как, приходя в российские команды, они начинали бить себя в грудь и кричать: «Готов сражаться и умирать за великий клуб!» — рассказывать, как любят нашу страну, а ромбик с эмблемы клуба готов себе вообще на лбу набить, только вот чернила чуть-чуть подзакончились. А теперь мы видим, как они быстро стухают и идут совершенно в другом направлении.

— Вас не очень расстраивает их нынешний массовый уход?

— Считаю, что для нашей страны это даже полезно. У российских игроков теперь становится гораздо больше возможностей себя показать. Будет больше ответственности.

Мы, скорее всего, подключим к соревнованиям и крымские команды. И наш чемпионат будет еще интереснее. Потом станем играть в некий междусобойчик с вновь образованными государствами Донбасса, Белоруссией и нами. А дальше будем смотреть, кого еще подключать.

Да, международных игр в Европе у нас не будет… Хотя мне почему-то кажется, что этим европейцам надо просто прокричаться со всеми санкциями, ограничениями. Эти ребята быстро поймут, что для них это санкции обойдутся гораздо дороже, чем для нас. Знаю это уже по некоторым своим знакомым.

— Например?

— Человек, управляющий моим бизнесом в Европе, на прошлой неделе (интервью состоялось 4 марта. — «Известия») заправлялся то ли во Франции, то ли в Италии по €1,6 за 1 л дизеля, а вчера уже за €2,1. И это мы еще не объявляли о каких-то ответных санкциях.

Поэтому думаю, что ничего страшного: у нас в результате всего этого появится более злой, более зрелищный футбол. Молодые ребята будут пытаться себя зарекомендовать. А хозяевам и руководителям клубов будет легче, потому что не придется платить баснословные деньги каким-то чертям, приехавшим в страну.

Российские футболисты в силу сложившихся обстоятельств пойдут на снижения зарплат. Думаю, примерно 80% из них — люди понимающие. Но, даже если не будут соглашаться на изменения контрактов, уходить им некуда. Играть где-то надо, но в Европе их никто не возьмет даже даром. А если возьмет, то там они просто станут мишенью для травли. Так что здесь хозяева клубов в выигрыше.

Но мне кажется, что в выигрыше все. И футболисты, которые получат больше практики. Может быть, мы, зрители, потеряем где-то в зрелищности, потеряем возможность переживать за наших в европейских кубках, к чему мы привыкли. Но в рамках проблем всей страны эта проблема настолько мизерная, что на нее не надо даже внимания обращать.

— Нет вероятности, что руководители российского футбола и наших клубов пребывают в иллюзии, что все спортивные санкции ненадолго, поэтому будут всячески оттягивать решения, о которых вы говорите?

— Полагаю, что для людей, которые ближе к небу, это исключено. Иначе их сразу запишут в христопродавцы и предатели Родины. Вообще, сейчас все будут очень осторожны в высказываниях. Поэтому вряд ли разворот нашего футбола отменят. Да, могут быть определенные варианты, если ФИФА и УЕФА в скором времени снимут санкции. Тогда как минимум могут вернуться те легионеры, которые сейчас уехали.

— А целесообразно будет их возвращать?

— Вот здесь нашим клубам надо занять принципиальную позицию. Их надо вернуть, потому что за них заплатили деньги. Дальше вопрос: что с ними делать здесь? Дать им тряпку, швабру, и пускай моют полы на базах? Или дать плоскогубцы, чтобы крутили шипы? Это вопрос другой. Но их надо вернуть или заставить выплачивать деньги, которые клубы на них потратили.

А то они хорошо устроились — приехали, подписали контракты, а потом через полгода или год разворачиваются и уходят, исходя из политической ситуации. Но пускай возвращают деньги. Смотрят срок действия контракта, вычитают от общей суммы деньги, полученные за отработанную часть, а остальное отправляют назад клубу.

— Некоторые клубы КХЛ на таких условиях расторгли контракты с пожелавшими уехать легионерами.

— И в РПЛ надо так сделать. Необязательно возвращать игроков, но получить с них компенсацию за одностороннее расторжение соглашений. Получить свое надо обязательно.

— Летом 2014 года, когда принималось решение о принятии в РФС клубов и региональных федераций Крыма и Севастополя, некоторые члены исполкома РФС в очень жесткой форме препятствовали этому. Сейчас не стоит ждать подобного поведения некоторых руководителей?

— Я согласен, что тогдашнее поведение некоторых членов исполкома выглядело слишком трусливо. Но тогда была ситуация, что в случае присоединения крымских клубов к нашему чемпионату в УЕФА этим бы воспользовались. И мы бы в прошедшие восемь лет не увидели наши команды в еврокубках. А сейчас, когда все маски сброшены, когда ФИФА и УЕФА за нас сами решили эту дилемму, мы уже никого ни о чем не будем спрашивать.

Считаю, тут вопрос лишь в том, будет ли только Крым участвовать или какие-то еще регионы. Понятно, что чемпионат Украины будет сам по себе. Но непонятно, где будут играть луганские и донецкие команды. Не забывайте, что луганская «Заря» и донецкий «Шахтер» — два основных поставщика сильных украинских футболистов, если не считать киевское «Динамо» и днепропетровский «Днепр». Они всегда генерировали игроков не только для украинских грандов, но и для российских, не говоря уже про сборную СССР. Сергей Юран, Виктор Онопко из Луганска — список этот можно продолжать очень долго.

Мне кажется, будет интересно наблюдать, как теперь будет решаться вопрос о принятии в РФС федераций Крыма и, возможно, Донбасса. Интересно, кто будет этим заниматься, принимать решение.

— Но кто это должен делать, если не нынешние члены исполкома РФС?

— Тут два варианта: либо они должны набраться мужества и храбрости, либо их должны сменить люди со стальной волей, как у президента нашей страны.

— Стоит ли возвращать чемпионат России на систему «весна-осень»?

— Я бы наш чемпионат вернул в нормальное расписание. И увеличил бы Премьер-лигу как минимум до 18 команд, поскольку времени в календаре теперь много. Нам бог с неба спускает все возможности. Главное — теперь их не упустить, а грамотно ими воспользоваться.

— Клубам надо сокращать бюджеты?

— Я думаю, они и так будут сокращаться. Вы же видите, что частные владельцы наших клубов крепко просели финансово после всех последних событий. Оно, конечно, вернется, откатится на круги своя, но полагаю, что не сразу. Поэтому все должны понимать и войти в положение. А государственные деньги теперь тоже надо тратить очень рачительно.

В некоторых клубах вроде «Локомотива» финансирование надо резать кардинально. А после всего, что там натворили с раздутыми трансферами и зарплатами в совокупности со слабыми результатами, считаю, что это может закончиться какими-то репрессивно-посадочными мероприятиями. То безобразие, которое устроили там, — скотство по отношению к футболу, стране и вообще всему. Надо все проследить, просканировать все приходы и уходы денег. И я думаю, что по итогам пара человек должны крепенько присесть. В назидание остальным.

— На вас лично и вашем бизнесе сказались последние события?

— Мне все деньги на счетах не арестовали, но заблокировали. А еще с каких-то польских номеров звонят и кричат матом какую-то ахинею. Ничего страшного — переживем, перетерпим. У всех проблемы. И у меня в том числе. Но считаю, что эти проблемы просто грязь из-под ногтей по сравнению с тем, что творится во всем мире. И на эти вещи надо смотреть как на неизбежность, которую надо пережить. Наши проблемы — ничто по сравнению с тем, что сейчас происходит на Украине.

Читайте также
Прямой эфир