«Роснефть» представила новую стратегию до 2030 года
«Роснефть» провела презентацию своей новой стратегии «Роснефть-2030: надежная энергия и глобальный энергетический переход». Долгосрочная стратегия развития компании основана на трех приоритетах: снижении углеродного следа, операционном лидерстве и повышении эффективности.
«Изменение структуры мирового энергетического баланса оказывает дополнительное давление на производителей традиционных энергоносителей — теперь всё важнее иметь преимущество в стоимости перед конкурентами», — заявил первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро.
В этом контексте он особо отметил уникальный потенциал нефтяной компании по снижению выбросов, а также важность запуска проекта «Восток Ойл», который является мощным фундаментом для создания дополнительных конкурентных преимуществ «Роснефти». При его реализации компания ориентируется на использование передовых с экологической точки зрения технологий. Низкие удельные затраты на добычу, а также более низкий углеродный след, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире, делает «Восток Ойл» одним из самых перспективных добычных нефтяных проектов в мире.
В рамках новой стратегии «Роснефть» планирует достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Эта масштабная цель стала основой для формирования стратегии компании: оставаться устойчивым производителем и свести к минимуму углеродный след и воздействие на окружающую среду.
По словам Касимиро, обязательство «Роснефти» по достижению чистой углеродной нейтральности к 2050 году аналогично целям других нефтяных гигантов: BP, Exxon, Saudi Aramco и Chevron. «Мы намерены достичь показателей по чистым нулевым выбросам за счет реализации ряда мероприятий по минимизации нашего воздействия на окружающую среду, включая прямое сокращение выбросов, оптимизацию технологий и энергопотребления, развитие низкоуглеродных источников производства электроэнергии, технологий по улавливанию и хранению углерода, создание естественных поглотителей углерода», — рассказал Дидье Касимиро.
В планах компании также снижение абсолютных выбросов компании более чем на 25% к 2035 году. При этом к 2030 году «Роснефть» планирует достичь нулевого рутинного сжигания ПНГ, снизить интенсивность выбросов метана до менее 0,2%, а также интенсивность выбросов в сегменте разведка и добыча до уровня менее 20 кг CO2 на б.н.э.
Сокращение сжигания ПНГ будет обеспечено за счет передовых технологий обратной закачки и утилизации, и в конечном счете это позволит достичь поставленной цели по нулевому рутинному сжиганию ПНГ. Как рассказал Дидье Касимиро, с октября 2020 года «Роснефть» начала работу по выявлению, количественному определению и сокращению источников выброса метана в разведке и добыче, при этом к концу 2021 года было завершено около 70% этой работы. Оценку проекта планируется полностью завершить к концу 2022 года.
Важной частью стратегии «Роснефти» является декарбонизация всех ее активов — «от устья скважины до АЗС». В частности, собственный транспорт будет постепенно переводиться на низкоуглеродное топливо, а на АЗС развиваться сеть пунктов зарядки электромобилей.
Советник по стратегическому планированию и инвестициям в ранге вице-президента Алексей Салин рассказал, что перевод автотранспорта с традиционных моторных топлив на КПГ позволит сократить удельные выбросы до 30%. По его словам, в первую очередь речь идет о переводе на КПГ бензовозов.
«Роснефть» также активно работает над созданием сети зарядных устройств для электромобилей. В 2021 году в рамках сотрудничества с «Русгидро» были открыты четыре быстрые зарядные станции для электромобилей на АЗК «Роснефти», их общее число достигло почти 20. Количество подобных зарядных станций будет увеличиваться вместе с развитием рынка электромобилей, уточнил Салин.
Снизить выбросы «Роснефть» также планирует за счет имеющегося у нее потенциала по подземному хранению углерода (технологии CCS) в сочетании с возможностями природных поглотителей в России, то есть лесов.
«В настоящее время проходит стадия технико-экономического обоснования, и мы приступаем к реализации пилотных проектов по улавливанию, утилизации, транспортировке и хранению углерода (CCS и CCUS). Уже определены три потенциальных центра», — рассказал Дидье Касимиро.
Как уточнил директор департамента углеродного менеджмента в ранге вице-президента Эмерсон Миленски, к настоящему времени оценено около 40% лицензионных участков «Роснефти» с завершенными работами на Юганске, Самотлоре и Сахалине.