Вход без плато: когда начнет снижаться заболеваемость COVID-19
Нынешний подъем заболеваемости коронавирусом обойдется без плато, считают опрошенные «Известиями» специалисты. Примерно через неделю вспышка COVID-19 в России достигнет пика, а затем сразу пойдет на спад, ожидают они. Ограничительные меры в определенной степени смягчат ситуацию в апогее заболеваемости, однако смысла в их ужесточении, по мнению вирусологов, нет. Следуя этой логике, часть регионов, даже тех, где заболеваемость растет, снимают ограничения. Профессор вирусологии Института им. Н.Ф. Гамалеи Анатолий Альтштейн ожидает значительного спада инфицирования к апрелю.
Идем на спад
В воскресенье, 20 февраля, оперативный штаб по борьбе с коронавирусом отчитался о 170,7 тыс. новых заболевших COVID-19 за последние сутки — это на 8,4 тыс. человек меньше, чем днем ранее. С 14 февраля показатель не поднимается выше отметки 181 тыс. За последние сутки госпитализировано 10,4 тыс. пациентов — почти на 5 тыс. меньше, чем накануне.
Начинают появляться сообщения о выходе отдельных регионов на плато, то есть когда число новых госпитализированных сравнялось с числом выписавшихся из больницы. Например, 16 февраля специалист по особо опасным инфекциям Владислав Жемчугов заявлял журналистам, что Москва вышла на плато. Подобное заявление сделал 17 февраля глава Кабардино-Балкарской Республики Казбек Коков насчет своего региона, сообщали местные издания. В субботу, 19 февраля, о плато писали новосибирские журналисты.
Тем не менее вирусологи сомневаются, что в этот подъем заболеваемости коронавирусом мы вообще увидим плато.
— Длительного этапа стабилизации, скорее всего, не увидим, будет постепенное понижение, — дал свой прогноз профессор вирусологии Института им. Н.Ф. Гамалеи Анатолий Альтштейн. — Я думаю, что значительное падение должно начаться к апрелю, но когда будет объявлено о победе над пандемией, сказать трудно — это прерогатива Всемирной организации здравоохранения.
Инфекция идет на спад, согласен врач-инфекционист Евгений Тимаков.
— Пик заболеваемости COVID-19 в Москве и области пройден неделю назад, регионы отстают в зависимости от их удаленности от первичного очага инфекции. Пиковая точка подъема по России будет через неделю-полторы, — рассказал он. — При этом у нас подъем короткий, и здесь нет понятия «плато», есть только пик и снижение.
Специалист подчеркнул, что даже при значительном спаде заболеваемости определенное количество случаев COVID-19 будут выявлять, периодически возможны подъемы, связанные с новыми мутациями коронавируса или благоприятными условиями для его циркуляции, например погодными.
— Будет оставаться определенный минимум заболевших. Вероятнее всего, около 10 тыс. человек в день, но это не вызовет большой нагрузки на систему здравоохранения, что нам в принципе и нужно, — предположил Евгений Тимаков.
Дистанционка отменяется
В разных регионах эпидемиологическая ситуация складывается по-разному, отметил член-корреспондент РАН, вирусолог Александр Лукашев. Например, Санкт-Петербург по заболеваемости отстает от Москвы всего на несколько дней, а более удаленные субъекты «догонят» центр только через две недели. Всё зависит от момента, когда появился очаг инфекции — в столице процесс начался раньше. Скорее всего, она и стала источником инфекции для соседей, полагает эксперт.
— «Омикрон» распространяется очень эффективно, и в этот подъем заболеваемости принимаются минимальные ограничения, — добавил он. — То, что некоторые называют «плато», занимало в лучшем случае две недели, это была, по сути, плавная верхушка пика. С «Омикроном» такого плато нет. Что-то похожее наблюдается в странах, где действуют более жесткие ограничительные мероприятия. В России в регионах с более серьезными ограничениями момент пика наступит позже, он будет ниже.
Власти ряда регионов уже сейчас, не дожидаясь пика, снимают ограничения. Например, ученики в Курской, Новосибирской, Рязанской и Свердловской областях с понедельника возвращаются в классы. В Татарстане с 21 февраля не нужны QR-коды, притом что в конце 2021 года этот регион был единственным, где цифровые пропуска объявили обязательными даже в городском транспорте. В некоторых регионах, например в Курганской области, школьную дистанционку решили продлить до весны.
Александр Лукашев не видит необходимости во введении дополнительных ограничений в связи с «Омикроном», потому что для вакцинированных и переболевших он представляет не такую серьезную угрозу, как исходный штамм коронавируса.
— По американским данным, вакцинация защищает от смерти при «Омикроне» в 20 раз лучше, а от заболевания — всего вдвое, — пояснил специалист.
Жесткие ограничения не имеют смысла, согласен инфекционист Евгений Тимаков. По его мнению, «максимум, что можно было бы оставить», — масочный режим. Сегодня регионы, где строго соблюдают строгие эпидемиологические правила, и территории, где меры, напротив, смягчают, мало отличаются друг от друга по статистике заболеваемости с тяжелым исходом, указал эксперт.
Отмена ограничений может привести к замедлению темпов снижения заболеваемости в регионах, поделился опасениями Анатолий Альтштейн. Но спад в любом случае неизбежен, подчеркнул он.