Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин расширил перечень оснований для увольнения иностранных граждан
Мир
СМИ узнали о снятии Германией ограничений на экспорт оружия в Израиль
Мир
В Кремле заявили об отсутствии в России сторонников конфронтации с НАТО
Мир
Сийярто назвал идею ЕС о запрете на покупку российских энергоносителей обманом
Экономика
Власти ослабят валютный контроль за зарубежными «дочками» банков РФ
Мир
Генсек ШОС высоко оценил инициативу РФ создать совет по устойчивому развитию
Мир
Фон дер Ляйен предупредила ЕС о риске экономического тупика для Украины
Мир
Рябков обсудил с послом Израиля ряд вопросов международной безопасности
Мир
WP сообщила о резком росте детской бедности в Великобритании
Армия
ВС РФ сорвали две попытки ВСУ деблокировать окружных боевиков под Купянском
Мир
Мантуров отметил интерес западных партнеров к российской авиационной технике
Мир
В Кремле выразили надежду на проведение саммита между РФ и США
Общество
Глава ФНПР оценил влияние поправок к ТК о платформенной занятости
Мир
Зеленский и Макрон больше минуты стояли молча на совместной пресс-конференции
Авто
Беспилотным грузовикам разрешили ездить по дорогам России без водителя
Спорт
Карпин сообщил о решении покинуть пост главного тренера ФК «Динамо» Москва
Мир
Число погибших в результате тайфунов на Филиппинах достигло 297

В вашем доме поселился

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о взгляде на московских гастарбайтеров через призму Берлинале
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В престижной программе «Панорама» Берлинского МКФ показали российский фильм «Продукты 24» Михаила Бородина. И интересно в нем не только то, что там почти буквально пересказывается знаменитый скандал с «гольяновскими рабами» 2012 года. Тогда, напомним, активисты и журналисты нашли и показали полиции притон под прикрытием продуктовой точки, где 12 на тот момент приезжих из бывших республик содержались насильно, без документов, подвергаясь постоянным унижениям и даже пыткам. Дальше будут спойлеры. Здесь ровно в таком же гетто живет узбечка Мухаббат, в начале фильма ее выдают замуж прямо в подсобке магазина, потом она рожает, и у нее почти сразу забирают ребенка, чтобы не отвлекал от стояния за прилавком. Потом Мухаббат сбегает от хозяйки, у которой всё схвачено с полицией и с кем угодно и для которой магазин — это перевалочный пункт для перепродажи мигрантов в московское рабство. Девушка отправляется на родину, обнаруживает, что в Узбекистане ей не прожить, и возвращается к безнаказанной хозяйке притона, к сыну, к хоть какой-то зарплате, к возможности выжить.

Но интересно не это. А то, что эта часть жизни в российском кино практически не охвачена. Столько фильмов про Москву честно сражаются за звание наиболее точно отражающих жизнь в мегаполисе, получают призы, но на экране не находится места для этих бараков, где без паспортов живут, как в теплушках, живые люди. Для детских садов, строек, банков, где вахтовые рабочие из всех регионов страны и братских государств живут без регистрации. Никто не знает о быте бригад дворников, о технике безопасности на суровых работах, которую выполняют мигранты, об их трагедиях и мечтах, о снах, которым в «Продуктах 24» уделено особое внимание. Для общества всего этого не существует, и именно поэтому «гольяновские рабы» — это капля в море, пока об этом не начали снимать телесериалы для федеральных каналов, пока фильмов о трудовых мигрантах на большом экране не стало больше, чем пальцев на одной руке (приторная сюжетная линия из франшизы «Елки» не в счет).

Но даже когда эти фильмы появляются, их у нас предпочитают не замечать. Кто видел «Другое небо» Дмитрия Мамулии, где старик из аула ищет в Москве свою жену по всем самым мрачным трущобам, где она по идее могла бы оказаться? А ведь картина была фаворитом на «Кинотавре». Кто запомнил Майю из Таджикистана в мелодраме Ларисы Садиловой «Она» — девушку, так и застрявшую на мигрантской базе в Подмосковье, в то время как мегаполис остался для нее мистическим кафкианским замком? Этот фильм показали на фестивале «Окно в Европу», и он исчез, в прокате его не было.

Или возьмем фильм Сергея Дворцевого «Айка» — Самал Еслямова заслуженно получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль, вслед за тем ее наградила Азиатская киноакадемия, у картины две «Ники». Эта невероятная по художественным достоинствам, даже если не брать во внимание суперактуальную тему, история девушки, которая сбежала из московского роддома с ребенком, чтобы он не достался ее сородичам, собрала в российском прокате чуть больше 8 тыс. зрителей. И тоже исчезла. А ведь Дворцевой обошел множество реальных мест обитания мигрантов, Еслямова выучила для съемок чужой язык, «Айка» — один из лучших российских фильмов прошедшего десятилетия. А еще был в 2009 году «Гастарбайтер» Юсупа Разыкова, и тоже не стал большим хитом в массах.

Не слишком много внимания к теме трудовых мигрантов проявляет документальное кино. Да, есть «Саня и Воробей» и «Чужая работа», но сообщества эти закрыты, их члены подвергаются слишком большой опасности, эти истории снимать трудно, а показывать — негде, поэтому и здесь хайпа обычно не получается. Впрочем, российская документалистика находится настолько на периферии общественного сознания, что, даже когда она о чем-то пытается прокричать, это редко прорывается за стены фестивальных кинотеатров-бутиков.

Онлайн-платформы тоже не слишком спешат снимать сериалы про гастарбайтеров. Хотя выйдет «Идентификация» Владлены Санду, премьеру которой пришлось ждать несколько лет. Там отчасти будет выполнен вход в закрытое сообщество, но со слишком хитроумной интригой, где героиня — не та, за кого себя выдает. И тут уже внимание зрителя переключается, ему криминально-авантюрное зрелище, конечно, интереснее публицистики.

А вот сила «Продуктов 24», фильма, которому вряд ли грозит чрезмерная популярность в России, заключается как раз в том, что всё сконцентрировано на идее, что у нас в стране спокойно существуют микрогетто, что там живут и умирают люди, там насилуют, бьют, убивают женщин, забирают у них детей, но поток не иссякает. Люди всё так же рвутся в Москву, а их тут (самая жуткая сцена в фильме) прибивают к полу гвоздями, чтобы не смели сбежать. Их «подают» влиятельным гостям как бонус к горячей пище и спиртному. Их не ждут дома, они нужны здесь — как дешевая рабсила, как сырье, как горючий материал, которым «отапливается» многомиллионная Москва. И прямо после свадебной церемонии, в том же кадре, Мухаббат, как и многие-многие ее ровесницы, плетется к прилавку, у которого сытые аборигены ворчат, что понаехавшие плоховато обслуживают и плохо понимают по-русски.

«Продукты» — это не хоррор, хотя иногда так кажется. Это просто рассказ о том, что происходит в вашем доме, прямо внизу, где подвал, магазинчик, подсобка.

Автор кинокритик, обозреватель «Известий», кандидат филологических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир